«Запретные скорости все перекрыв, я выхожу из пике»

Знаменитый авиаконструктор Дмитрий Кива в 74 года улетел из Киева в Баку, чтобы начать жизнь сначала

Мало кто способен круто изменить судьбу, когда за плечами без малого три четверти века. Дмитрий Кива, генеральный конструктор АНТК имени Антонова, на это пошел. В прошлом месяце он написал заявление «по собственному», бросил все и уехал в Баку. Собирается реализовать свой опыт и творческий потенциал в Азербайджане, где до сих пор никогда свои самолеты не строили. А что же Украина? Почему разбрасывается такими незаурядными людьми? Цитирую заголовок одной из киевских газет: «Скатертью дорога!». И это все, что можно сказать по такому случаю? Нет уж!

Академик, Герой Украины Дмитрий Кива отдал родному авиапредприятию более полувека. Он не просто уходит, а переезжает в другую страну. Свой отъезд в Азербайджан украинским журналистам Дмитрий Семенович объяснил односложно: «Для создания в этой стране авиастроительной промышленности». Пока там есть только перевозчик «Азербайджанские авиалинии» и Академия гражданской авиации. В этом учреждении именитому гостю уже авансом предложили кафедру профессора.

Свое решение он принял 1 октября, когда получил официальное правительственное решение, что должность генерального авиаконструктора упраздняется. Это был как удар под дых или даже ниже пояса. Дмитрий Семенович сел в это кресло не за красивые глаза — он внес огромный вклад в создание пассажирских, транспортных и многоцелевых самолетов. Принимал самое непосредственное участие в запуске целого букета самолетов — легких многоцелевых Ан-3, Ан-28, Ан-38, Ан-32, Ан-74, среднего Ан-70, широко известных в мире тяжелых транспортных Ан-124 и Ан-225, а также региональных Ан-140, Ан-148 и Ан-158. Возглавлял программы их испытаний и сертификации.

Ну, и еще одно: он был третьим в славной плеяде генеральных конструкторов известнейшего советского, а потом украинского авиахолдинга. Первым был отец «семейства», знаменитый Олег Антонов (1946-1984 гг.), затем Петр Балабуев (1984-2005 гг.) и, наконец, Дмитрий Кива (с 2005-го). Получилось, что третий оказался лишним.

Справедливости ради скажем, что не вся украинская пресса бросала камни вслед знаменитому авиаконструктору. Нашлись трезвомыслящие люди, которые задавались вопросом: неужели стране больше не нужны создатели самолетов? Хотя понятно, что вопрос риторический, потому что ответ, увы, известен с тех пор, когда были разорваны пуповинные связи украинского авиапрома с нашими предприятиями.

Российские специалисты высоко ценят профессионализм Дмитрия Кивы. Вот что рассказал «Труду» его многолетний коллега и друг, крупный специалист в области сертификации воздушных судов Александр Крутов:

— Когда я узнал про переезд в Азербайджан, то откровенно ему сказал: если в нашем возрасте затеваешь такое дело, то рискуешь не увидеть плодов своего труда. На что услышал в ответ: «Ну и что? Зато могу заложить первый камень. А там вырастет и целый дом. Я очень рад, что именно мне доверили эту роль». Я не могу предсказать, чем вся эта история закончится. Но точно знаю, что генерального конструктора почти три года из Украины откровенно выдавливали. Он сам откровенно признавался, что там у хорошего авиаспециалиста, желающего что-то создать, перспектив никаких нет.

 

По сведениям источников «Труда», азербайджанскому руководству представлен план создания национальной авиационной корпорации, во многом схожей с российской ОАК. В ее задачу будет входить разработка перспективной авиационной техники и ее производство. Такой опыт у Дмитрия Кивы имеется. До 2015 года он управлял конструкторским бюро и авиакорпорацией, куда собрали разбросанные по стране заводы, имеющие отношение к авиации. Когда задающего неудобные вопросы Киву освободили от должности гендиректора, он даже порадовался — мол, теперь наконец-то сосредоточусь на конструкторской деятельности, но...

Кресло генерального конструктора из-под него вышибли совершенно иезуитски. В процессе сближения с Евросоюзом Украина готовится к переходу на нормативы Европейского авиационного агентства по безопасности, созданного по примеру нашего МАКа. В Старом Свете все нормы летной годности и правила сертификации едины, приведение их к общему знаменателю называется имплементацией. В результате на свет появился правительственный документ с такой формулировкой: «В Европейском Союзе отсутствует должность генерального авиаконструктора, а мы к нему собираемся присоединиться, поэтому должность Дмитрия Кивы упраздняется». Так он лишился всех занимаемых постов. Правда, членом национальной Академии наук остался — как известно, академика разжаловать нельзя.

Связаться с Дмитрием Семеновичем Кивой оказалось совсем не просто. На звонки корреспондента «Труда» автомат на азербайджанском и английском повторял, что абонент занят, и просил перезвонить позже. Наконец, перегруженная линия освободилась.

— Дмитрий Семенович, вы как-то можете объяснить желание украинских властей избавиться от генерального конструктора крупнейшего авиапредприятия?

— Как я могу залезть людям в голову? Отвечу словами песни Высоцкого: «Жираф большой — ему видней!»

— Если обращаться к барду, то вашему перелету в другую страну соответствует строка из другой песни: «Запретные скорости все перекрыв, я выхожу из пике»?

— Можно и так сказать. Лично я надеюсь, что выйти из пике получится.

— Многие сомневаются, что можно организовать авиационную промышленность с нуля. А вас это не смущает?

— Нисколько. В Азербайджане я реально ощутил и добрую волю, и большое желание создать собственное авиастроение. Поэтому верю, что здесь это получится. Будем стараться (из последней фразы можно сделать вывод, что Кива прибыл в Баку не в одиночестве, а вместе с единомышленниками. -«Труд»).

— В свое время в Москве на праздновании юбилея ильюшинской фирмы вы сокрушались, что авиапромы Украины и России болеют одной болезнью — на руководящие должности вместо профессионалов приходят «эффективные менеджеры», слабо разбирающиеся в специфике авиа-строительной отрасли. А теперь на ваше место, как сообщалось, пришел Михаил Гвоздев, народный депутат от «Блока Петра Порошенко». За плечами опыт работы депутатом Хмельницкого облсовета и менеджером компаний, торговавших импортными автомобилями.

— Увы, это так. Поэтому моя душа болит о судьбе как украинского, так и российского авиа-прома. Что понятно всякому, кто помнит, насколько тесно они были связаны друг с другом.

— Увы, это в прошлом. Остается только пожелать, чтобы ваши планы в Азербайджане реализовались и мы все стали свидетелями рождения новых перспективных самолетов на постсоветском пространстве.

— Спасибо. Я тоже хочу пожелать редакции уважаемого «Труда» творческих успехов и крепости духа. Она всем нам пригодится в трудные сегодняшние времена.

P.S. Признаюсь, я так и не задал висевший на языке вопрос, почему Дмитрий Семенович выбрал Азербайджан, а не Россию. Просто потому, что у нас хватает своих замечательных авиаконструкторов и уже созданных самолетов?

штрихи

Дмитрий Кива вырос в рабочей семье, путь к креслу генерального конструктора начинал со слесаря. Отец его воевал политруком ударного батальона 54-й танковой бригады. Т-34 под его командованием одним из первых ворвался в центр занятого врагом польского города Ченстохова и был подбит. Раненый Семен Кива пересел в другую машину, снова вступил в бой, в котором геройски погиб. Этот танк сегодня стоит на пьедестале, где увековечена фамилия геройского танкиста.