Главная Культура 23:55 03 Декабря 2015 1961
NET такого фестиваля, подумали в Минкульте

Есть, решили зрители, три недели ходившие на экспериментальные европейские спектакли

Сергей Бирюков

В Москве подходит к завершению фестиваль NET («Новый европейский театр»). В этом году он получился намного скромнее прошлогоднего: Министерство культуры, в 2014-м выделившее смотру 5 млн рублей, теперь вовсе отказалось от его поддержки, предпочтя европейским спектаклям отечественные (параллельно шли всероссийские «Смотрины», составленные из пьес Юрия Полякова и получившие 3 млн). И конечно о привозе постановок масштаба «Тартюфа» («Шаубюне Ам Ленинер платц», Германия) или «Короля Убю» («Театр э компани» и «Чик бай джаул», Франция — Великобритания) нынче не приходилось и мечтать. Но и в этих стесненных условиях художественным руководителям Марине Давыдовой и Роману Должанскому, поддержанным Фондом Михаила Прохорова, рядом европейских культурных институтов и другими партнерами, удалось несколькими акцентами воссоздать в российской столице дух европейского театрального поиска.

Акцент первый обозначил открытие фестиваля на сцене Театра наций: пластический спектакль «Земля» компании Peeping Tom (Бельгия) совместно с «Резиденцтеатром» (Германия). Правда, на сцене звучит и слово, более того, разговаривают даже животные (изображаемые, понятно, людьми).

Сцена из спектакля «Земля». Фото автора

И все же главное здесь — жест: шаржевый, изломанный, больной. Больна, точнее заболевает сама земля, поначалу безмятежная в своем альпийском благополучии (сцена — это умилительные зеленые холмики и макеты домиков с ползающими между ними «коровками» — актерами на четвереньках с нарочито глупыми лицами). Но в сельскую идиллию вторгается городская компания: буржуазный господин с женой, их дети, их спутники... И начинается разгул уродства, разборок, прямых извращений. Доходит до того, что девочка, случайно увидев лесбийскую сцену с участием своих родных, от потрясения топится в озере (а как же с европейской ЛГБТ-терпимостью, хочется спросить у режиссера Габриэлы Карризо). В самом конце охотники убивают лань и вешают ее голову на стену дома. Эта двойная смерть — людская и звериная, это изнасилование земли, в которой выкапывают нарочито огромную и уродливую могилу для девочки, воспринимается символом разрушительности цивилизации, которая губит души и жизни.

Акцент второй — «Гамлет» Молодежного театра Загреба (Хорватия). Здесь идиллии нет и в помине с самого начала: режиссер Оливер Фрлич, с которым была возможность познакомиться накануне представления, — представитель поколения, которое выросло во время распада Югославии и балканской войны, когда бывшие сограждане состязались в жестокости и вероломстве по отношению друг к другу. И этот дух вражды, готовой в любой момент вспыхнуть кровавой стычкой, режиссер передал в своей постановке классической трагедии. Т.к.театр молодежный, по сути студия, на сцене нет даже таких минимальных декораций, как в «Земле». Можно сказать, нет и самой сцены, а есть мини-арена между четырьмя зрительскими трибунами, на ней — примитивный стол и участники пьесы кругом него.

Сцена из спектакля «Гамлет». Фото автора

Этакая концентрическая структура вроде маленького Дантового ада. Собственно действия тоже почти нет, герои в основном лишь произносят свои речи. И даже не все персонажи удостоены отдельного исполнителя: так, одна актриса представляет и Гертруду, и Офелию (понятно, ведь обе — по сути вариации на тему любовь/предательство), а вальяжный кустурицевский усач-Клавдий время от времени берет на себя и реплики собственного убитого брата — отца Гамлета. Такой секвестр действия, грозивший обратиться потерей драматизма, постановщик компенсирует резким сжатием пьесы по времени и неожиданными сшибками героев, не предусмотренными Шекспиром. Например, с речью «Быть или не быть» Гамлет обращается... к Офелии/Гертруде. А философского отступления насчет «бедного Йорика», кажется, нет совсем. В результате вся громадная трагедия умещается в полтора часа — тоже очень современно и молодежно: многие ли из сегодняшних 18-летних, воспитанных на клипах и компьютерных играх, будут терпеть классический трехчасовой вариант?

Скажу больше, Фрлич мог бы «сэкономить» и на «отдельном» Лаэрте. В одной из сцен показалось, что его отчаянный вопрос: «Где мой отец!?» выкрикивает сам Гамлет. Подумалось: «Ух, здорово», — но в следующую секунду стало ясно, что это всего лишь обман зрения. Однако не «по Фрейду» ли эта глазная ошибка, продолжающая глубинную идею постановщика? Хотя вряд ли бы ей обрадовался сам автор пьесы...

Третий акцент — минималистский (но совсем по-другому, нежели постановка Фрлича) спектакль обаятельного и загадочного Давида Эспиносы из Испании. Давида мы уже знаем по фестивалю NET-2013, когда он привез кукольную сагу для микроскопических, с ноготок, фигурок, которую с напускной важностью назвал «Мое великое произведение». Все величие умещалось в обыкновенном чемодане. Нынешнее «великое произведение», под названием «Много шума из ничего», чуть побольше, его обиталище — старинный письменный стол, и куколки на нем самые разные, от микроскопических до довольно крупных. Кого тут только нет, от средневекового воина до громадного (аж 20 сантиметров в высоту) зеленого дикарского вождя, от Мэрилин Монро до прячущегося где-то в переулочках этого стола-города Усамы Бен Ладена. И разыгрывают они, по уверению Давида, сразу все пьесы Шекспира, от «Ричарда III» до «Макбета». Может, так, а может нет — поди разбери, что значит тот же Бен Ладен за окном-решеткой, или Кинг-Конг со своей красавицей-подружкой в руках, или эпизодик с возвеличением, а потом повешением куколки воина-робота. Да и не разыгрывают они ничего — фигурки неподвижны, просто Давид виртуозно, движениями обыкновенного фонарика, устраивает на стене за столом настоящий театр теней. А потом, водя мобильным телефоном и проецируя «прямой видеорепортаж» на экран, «рассказывает» все тайны своего загадочного города-мира. И все это — под музыку Вагнера, такую же космичную, как вселенная Шекспира.

Не все удалось посетить из «контекстной» программы фестиваля. В ней произвел наибольшее впечатление перформанс «Интериоризация III» в центре современного искусства «Гараж», придуманный певцом Алексеем Кохановым и художницей (одновременно актрисой) Верой Мартыновой: рождение музыкального тона из ропота толпы, возникновение из этого тона странных, но прекрасных аккордов хора, распад хорового единства на полифонию великого множества мотивов и засыпание-умирание в конце. Примечательно, что в исполнении участвовали несколько человек с ослабленным зрением, и как бы в знак солидарности с ними хор пел и передвигался с закрытыми глазами, словно примеряя на себя, каково это — жить в мире звуковых образов, лишенных зрительного подкрепления.

Интересно, что показанный через пару дней спектакль «большой» программы, или, говоря языком этой заметки, акцент номер четыре — Manger Бориса Шармаца (компания Musee de la dance — Национальный хореографический центр Ренна и Бретани, Франция) воспринимался как своего рода усиленная и расширенная вариация на тему «Интериоризации». Здесь также действо «зародилось» из смешанной исполнительско-зрительской толпы, движение также развивалось в единстве с хоровой импровизацией и также привело к неожиданно гармоничной кульминации — траурной бетховенской мелодии из Седьмой симфонии. Только само это движение было неизмеримо выпуклее и виртуознее статичного камлания в «Гараже», ибо поставлено одним из самых ярких мастеров современного танца. Шармац противопоставил шаржированную человеческую физиологию (танцовщики смачно и необыкновенно изобретательно с точки зрения пластики пожирают листы бумаги, гложут сами себя, лижут пол) музыкальной красоте и строгости. Словно иллюстрируя ахматовское «Когда б вы знали, из какого сора растут цветы...», но только развивая мысль в ту сторону, куда Ахматова пойти не захотела: краткой вспышке гармонии здесь суждено потонуть в возвращении физиологических конвульсий. Цветы опять уходят в грязь...

4-5 декабря нам обещают музыкально-шумовое шоу «Звуковые ландшафты» известного композитора, исполнителя и изобретателя Петра Айду. Надеемся, музыкальное в этом представлении окажется сильнее шумовой энтропии и достойно завершит фестиваль. А сам фестиваль не потонет в шуме сегодняшней мало гармоничной российской жизни и на следующий год вернется к своему масштабу и значению.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9476
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7175
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?