Главная Культура 08:57 03 Декабря 2013 19674
Юрий Яковлев. Последняя пристань

 Он был велик даже в своей скромности

Леонид Павлючик

03 декабря театральная Москва и вся страна простятся с Юрием Яковлевым – выдающимся русским актером, одним из столпов российской сцены и безусловных корифеев отечественного экрана. Юрию Васильевичу в апреле исполнилось 85 лет, 60 из них (только вдумайтесь в эту цифру) он отдал родному и единственному в его судьбе Вахтанговскому театру. Примеров такой преданной любви в нашем искусстве не так уж и много…

И это при том, что у Юрия Васильевича был период, когда – в расцвете сил и таланта – он четыре долгих года не был занят в репертуаре, не получал новых ролей. Его наперебой звали к себе и Олег Ефремов во МХАТ с обещанием поставить «под него» чеховский репертуар, и руководитель Малого театра Михаил Царев с не менее лестными посулами, но Яковлев перетерпел трудную ситуацию и родным стенам не изменил. Чем в последующие годы скромно гордился.

Слово «скромность» здесь возникло не случайно. Юрию Васильевичу при его всенародной славе, при всех званиях и регалиях (народный артист СССР, лауреат Государственных премий) претили даже зачатки самомнения, а тем более разнузданной фанаберии, которыми славятся порой звезды куда менее крупного калибра. Более деликатного, интеллигентного, мягкого человека из актерской гвардии мне редко доводилось встречать. Помню, как-то вместе мы собирали виноград на фестивале «Киношок» в Анапе, и Юрий Васильевич в беглом разговоре поразил мое сердце признанием, что его творческому и человеческому организму неведомы понятия «тщеславие», «зависть», «злоба», «железная хватка», «крепкие локти» и иже с ними. И было это сказано столь искренне, с теми неповторимыми модуляциями его бархатного голоса и блеском его удивительных глаз, что не поверить в это признание было невозможно.

Но незлобивость, интеллигентность, мягкость удивительным образом сочетались в нем с неуступчивой твердостью и волей, когда речь шла о вещах принципиальных. Юрий Васильевич не вступил в КПСС, как только на него при этом ни жали и ни давили. Но он не мог простить советской власти участи своих родственников, почти поголовно репрессированных в годы сталинского террора. Под разными предлогами отказывался играть и в официозном, идеологически выдержанном репертуаре, предпочитая проверенную временем классику, исторические сюжеты.

Вообще он был чрезвычайно разборчив и щепетилен в выборе ролей. Случай неслыханный: Яковлев отказался сняться у своего старого друга Эльдара Рязанова (с которым они вместе сделали блестящие картины «Человек ниоткуда», «Гусарская баллада», «Ирония судьбы», «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники») в одной из поздних работ мастера – картине «Небеса обетованные». По его словам, он задал при этом Эльдару Александровичу простодушный вопрос: «Неужели тебе интересно снимать эту «чернуху»?» Ясно, что отношения друзей после этого слегка охладились, больше его Рязанов сниматься не приглашал, но таков уж был Юрий Яковлев. Ссылаясь на своего любимого Чехова, творчество которого он знал буквально наизусть, Юрий Васильевич вслед за классиком повторял: «Можно лгать в любви, в политике, в медицине, но в искусстве обмануть нельзя. Так я и старался делать всю жизнь».

Уходить от неинтересных, однотипных ролей ему помогал его потрясающий, немыслимый у сегодняшних актеров универсализм – и это при том, что на первых курсах Щукинского училища Яковлева чуть не отчислили за двойки и тройки по мастерству. Для него не было проблемы сыграть в трагедии и водевиле, комедии и фантастике, детективе и бытовой драме. «Я как приемник, – любил говорить он. – Повернул ручку на миллиметр – и вдруг вместо классической музыки заиграл джаз. Поворот – и я настраиваюсь на «Гусарскую балладу». Потом р-раз – Чехов. То есть весь организм настраивается на определенную волну».

Оседлав эту прихотливую волну еще на заре творческой биографии, Юрий Васильевич побывал в театре Николаем I и Сальвадором Альенде, неукротимым Казановой и престарелым Панталоне, а на экране сыграл князя Мышкина из экранизации «Идиота» и пацака Би из антиутопии «Кин-дза-дза», поручика Ржевского из «Гусарской баллады» и Стиву Облонского из толстовской «Анны Карениной», царя Ивана Грозного и управдома Буншу из бессмертной гайдаевской комедии «Иван Васильевич меняет профессию», не говоря уже про знаменитого Ипполита из «Иронии судьбы», который, как мы помним, любил принимать душ в пальто…

Во всех этих и десятках других феноменальных сценических и экранных превращениях Яковлев был поразительно точен и достоверен. Помогала актерская наблюдательность, умение всю жизнь учиться новому, неизведанному. Да и нелишней оказалась ранняя трудовая биография, начавшаяся в 13 лет в Башкирии, где в войну вместе с мамой он работал в госпитале, вдоволь насмотревшись и на людское горе, и на людское счастье.

За последние годы он сыграл лишь один премьерный спектакль – «Пристань», поставленный к 90-летию Вахтанговского театра, а сниматься вовсе перестал. Не хотел умножать пошлость, которая царит на экране. Сердцеед и гусар в молодые годы, под старость он больше всего ценил тепло родного очага, радовался успехам детей от трех своих браков. Не смотрел телевизор, читал и перечитывал любимые книги. В одной из редких публикаций в прессе подвел итог прожитой жизни: «Думаю, что люди делятся на тех, кем играет судьба, на тех, кто играет судьбой, и на тех, кто живет в согласии с судьбой. Отношу себя к последним».
Тут, как говорится, ни прибавить, ни убавить.

Выражения героев Юрия Яковлева, ставшие крылатыми у народа:

•«Царь, очень приятно. Царь»
• «Танцуют все!»
• «Бориску на царство?!»
• «Замуровали, демоны!»
• «Оставь меня, старушка, я в печали»
• «Официант! Почки один раз царице!»
• «Я требую продолжения банкета!»
• «О, тепленькая пошла…»
• «Какая гадость эта ваша заливная рыба!»
• «Подогрели, обобрали…Нет-нет, подобрали, обогрели…»
• «Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели»

Голос

Людмила Максакова, народная артистка СССР

– На сцене Яковлев был и моим кавалером, и мужем, и страстным любовником, и племянником, и братом, и политическим противником. Все его роли – шедевры, и в каждой он велик и необыкновенен.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9463
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7165
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?