Конюхов начал рассказ не с описания своих увлекательных путешествий, а с вопроса:
- Зачем вообще нужна романтика, скажем, бизнесмену, менеджеру, сталевару или депутату?
И сам же принялся отвечать:
- Расскажу о своем приятеле англичанине Джеймсе Адамсе. Мы с ним ходили вместе к Южному полюсу. Так вот, мое путешествие субсидировала тогда государственная организация. А Джеймсу деньги на экспедицию дала птицефабрика. Ее владелец, как оказалось, был большим романтиком. У нас сейчас в стране романтиков среди тех же бизнесменов не так уж много. Вот почему мои кругосветки по морям и океанам, увы, начинаются в Англии и там же заканчиваются. Их помогают организовать англичане. А как бы хотелось отплыть из Петербурга или Владивостока и, обогнув землю, вернуться туда же.
Девятилетний Алеша Жучков предположил, что путешественником надо родиться.
- Я теперь уже точно знаю, что стану путешественником, - сказал он твердо.
Конюхов улыбнулся, приобнял мальчишку, но тут же задал вопрос:
- А кем ты все-таки будешь, куда пойдешь учиться? Ведь на путешественников у нас не учат.
- Понимаете, - сказал Конюхов, - чтобы стать путешественником, надо быть еще кем-то - ученым, юристом, поэтом, художником. До того как начать путешествовать, я, например, закончил и мореходку, и художественное училище, и юридический факультет. Выучил немецкий и английский языки. И все пригодилось.
- Вы часто попадали в опасные ситуации? - спросила Конюхова девочка с первой парты.
- Так ведь суть подготовки и состоит в том, чтобы избежать опасностей. Чем больше человек знает - тем меньше рискует даже в самом тяжелом переходе через льды или пустыни. Вот вы, как мне сказали, участвуете в конкурсах на выживание. И даже призовые места берете. Разве там не нужны знания?
751-я школа действительно особенная. Многие ребята - в туристическом клубе "Солнечный кот". Каждый сезон ходят в походы, уже 13 лет участвуют в "Эскимосских играх", которые проводятся на Кольском полуострове. На днях группа школьников вернулась из Красноярска, где проводились состязания по ориентированию на местности. Преподавателя географии я спросил, как отражаются турпоходы на учебе?
- Только положительно, - ответила педагог, - у ребят появляется цель, а когда она есть, то ребенок ставится собраннее во всем. Он начинает ценить и время, и знания.
К разговору присоединился Федор Конюхов.
- Мы решили помочь школе организовать в январе лыжный пробег, а летом отправить ребят в велосипедное путешествие по стране. Они побывают в Оптиной пустыни, увидят южные просторы России. Велосипеды обещал купить один бизнесмен. Романтик...