МАГИСТРАЛЬ

Погода для праздника выдалась неподходящая, промозглая. Территория компрессорной станции (КС), возведенной вблизи белорусского города Крупки, продувалась насквозь.

Девчонки в национальных костюмах и с хлебом-солью в руках дрожали на ветру. Газпромовская делегация, состоящая в основном из закаленных на Крайнем Севере мужчин, сочувственно слушала величальные в свою честь. В конце концов, глава делегации Богдан Будзуляк не выдержал: снял свой теплый шарф и укутал продрогшую артистку...
Короткий митинг подытожил годичный труд 30 организаций, принимавших участие в строительстве КС "Крупская" на белорусском участке транснациональной магистрали "Ямал - Европа". Выступавшие были щедры на похвалы: самая мощная, самая современная, самая красивая. Строители передали символический ключ от станции эксплуатационникам. Председатель Крупского райисполкома Алексей Горнак пояснил, что благодаря пуску нового промышленного объекта районный бюджет получит дополнительные доходы, а местные жители - работу. Гендиректор "Белтрансгаза" Дмитрий Казаков напомнил, что "Ямал - Европа" протяженностью две тысячи километров начинает свой путь на российском Крайнем Севере, а через Белоруссию и Польшу идет в Западную Европу. Первая нитка магистрали, построенная в 1999 году, каждый год наращивает мощности.
Глава белорусской газовой компании не стал портить собравшимся настроение напоминанием, что строительство второй нитки магистрали "Ямал - Европа" пока откладывается. Дополнительные объемы "голубого топлива", скорее всего, потекут из России на западноевропейский рынок другим маршрутом - через акваторию Балтики по будущему Северо-Европейскому газопроводу. Для белорусского бюджета это ощутимая потеря - 11-15 миллионов долларов в год за транзитные услуги.
Ситуацию спровоцировала Польша. Ее деструктивная позиция не позволила в намеченные сроки и полностью осуществить масштабный российско-европейский проект. И все же на взаимоотношения России и Белоруссии в газовой сфере это не повлияло. Сегодня стороны определяются с объемами поставок газа и ценами на газ на 2006 год. Достигнута договоренность, что Газпром полностью обеспечит потребности Белоруссии в "голубом топливе", а это 20,1 миллиарда кубометров. Цена пока обсуждается.
В неоправданно завышенной цене газа не заинтересована ни одна из сторон. Это объясняется взаимозависимостью экономик. Белоруссия по традиции остается крупнейшим "сборочным цехом" на постсоветском пространстве. 90 процентов белорусского экспорта идет в Россию. Наша страна, в свою очередь, поставляет в Белоруссию топливо и различную технику. Большинство агрегатов для компрессорных станций произведены на российских предприятиях.
- Наши станции стали, по сути, опытными площадками для отработки новейших газовых технологий,- рассказал "Труду" начальник по эксплуатации КС "Белтрансгаза" Владимир Короткевич.- Сегодня параллельно с "Крупской" вводится в эксплуатацию "Слонимская" компрессорная станция. Как специалист вам скажу: если на крупской "каэске" - сложная техника, то на слонимской - вообще уникальная, такой пока нет нигде. Достаточно сказать, что заводские агрегаты к нам пришли под номерами 1, 2, 3, 4 и 5.
- Газопровод "Ямал - Европа" - стратегически важный объект для поставщиков и потребителей газа,- подчеркнул член правления Газпрома Богдан Будзуляк.- От качества его работы зависит надежность поставок газа европейским потребителям. Российские и белорусские газовики научились эффективно решать сложные производственные задачи. Поэтому уверен, что в кратчайшие сроки мы завершим строительство двух последних на белорусском участке КС, и уже в 2006 году транснациональная магистраль выйдет на проектную мощность - 33 миллиарда кубометров в год.