В самом деле в спальных районах попадающиеся на глаза разбросанные по дворам явно личные вещи вроде как стали общественной собственностью. Летом, к примеру, никто не удосуживается отнести в квартиру из песочницы роликовые коньки и доски, всевозможные ковры и коврики, вынесенные для выбивания и проветривания, да так и оставленные на стальных штангах, закатить в подъезд детские коляски, самокаты и велосипеды. Двери авто водители, ненадолго отлучаясь, сплошь и рядом не запирают, а иногда забывают к тому же ключи зажигания. А эти груды товаров, оставленных как будто без всякого присмотра в лабиринтах проходов и галерей, прорубленных сквозь плотную городскую застройку прошлого века!
Россиянина не может не поразить высокий уровень североевропейской морали. Однако, если верить преданиям, некогда за воровство в Суоми отрубали руки. Но вскоре мало-помалу начинаешь подмечать, что почти все велосипеды к чему-нибудь да пристегнуты, пусть по нашим меркам, совсем никудышными замочками, а в местах сосредоточения магазинчиков, лавочек, лотков и торговли "с колена" за поведением прохожих зорко следят видеокамеры.
Но это не значит, что видеотехникой все и ограничивается. Супермаркеты, универмаги, торговые центры, объединяющие под одной крышей десятки фирменных магазинов, прибегают к услугам не только штатных охранников, но и временно нанимаемых сыщиков. О том, кто и как ворует в Финляндии, а это, увы, и тут случается, на страницах журнала "Факт" поведал сотрудник частного детективного агентства Симо КАТАЯ:
- Главное к нам требование - не совпасть ни внешне, ни по поведению со штатной охраной. Воры прекрасно осведомлены о перемещениях по огромным супермаркетам таких охранников, имеют четкое представление о секторах обзора видеокамер, научились распознавать запрятанные в изделия магнитные "сторожа", знают о многих других ухищрениях по части безопасности. Поэтому нужно быть неприметным, иметь острый глаз, уметь распознать вора, действовать быстро и твердо.
Симо Катая так делит финских любителей поживиться за чужой счет в продовольственных отделах:
- Дети воруют конфеты, их можно самому насыпать в пакетик, взвесить, наклеить ценник, а потом... сунуть под куртку, банки и бутылки с прохладительными напитками, мороженое, которое иногда начинает капать из кармана, выдавая юного жулика. Подростки "специализируются" на пиве, сигаретах и компакт-дисках. Тати постарше тоже в основном интересуются куревом, пивом и почему-то колбасой. Пожилых тянет на вкусненькое - сливки, йогурты, кондитерские изделия, приправы.
Но это все дилетанты. С настоящими профи Симо приходится сталкиваться в магазинах готовой одежды уровня хорошо известного нам "Стокманна". Их методика достаточно затейлива, поскольку "работают" они группами со строгим разделением обязанностей.
Есть и категория, которую финские оперативники относят к полупрофессионалам. Это наркоманы. Они преимущественно крадут пачки кофе. Стоит он достаточно дорого, нужен буквально всем, ведь финны потребляют его больше всех в мире - 12 килограммов сухого кофе на человека в год, включая младенцев и стариков, и хранится долго.
- С этими при задержании проблем не оберешься. Могут любой номер выкинуть. И драться бросаются, и рыдают. И на коленях ползают, и тут же снова норовят тебе глаза выцарапать. Но со мной не забалуешь - в юности увлекался боксом и карате.
Проще всего Симо со стариками. У них на все один ответ: "Проклятый склероз! Вот ведь собрался заплатить, да как-то машинально сунул это в карман и пошел себе".
- А детей не жалко? Ведь, как правило, идут на это те, что из неблагополучных семей.
- Не жалко. Многие из них работают "под заказ". Особенно совсем маленькие. Подходит карапуз к стенду бижутерии, преспокойненько снимает несколько вещиц, что пониже висят, а продавщица ничего не замечает - малыш ниже ее "уровня обзора". Однажды задержали мальчишку. Плачет, слезы по щекам размазывает. Звоню родителям. А родная мама отвечает: "Попался-таки, кретин. Это ему наука. В следующий раз ловчее будет". Надеюсь, вы понимаете, мы никогда не ведем себя с детьми так, как со взрослыми ворами. Ведь видим, что дети порой больше полиции боятся того, что ждет их дома. Во всех таких случаях мы перво-наперво извещаем социальную службу, которая ставит такую семью под свой контроль.
В Финляндии вор, умыкнувший что-то обыденное, может отделаться штрафом в 100 - 150 евро. Это минимальное наказание, накладываемое судом. Применяется оно тогда, когда виновный сумеет доказать, что причиной позорного поступка стали убогие материальные обстоятельства. Но если вор уперся, все отрицает, то это вынуждает детектива явиться в суд и подтвердить: "Я видел, как этот человек сунул в карман электробритву". В таком случае, кроме штрафа и оплаты судебных издержек, вора ждет серьезный тюремный срок.
- Ну а по национальному признаку можно как-то людей классифицировать? Кто больше ворует: сомалийцы, арабы, югославы, русские?
- Цыгане. Их женщины. Они под свои, длинные до пола, кринолины из черного бархата со множеством складок и сборок столько иногда напихают, что и вообразить невозможно. На второе место я бы поставил русских. Правда, времена, когда в магазин заваливалась целая гоп-компания из двух десятков русских шоп-туристов, двое-трое из которых заговаривали зубы продавцам и кассирам, а остальные мели все, что "плохо лежит", давно прошли.
Помню несколько эпизодов, когда попадались жены сотрудников российских организаций, представленных в Финляндии. В таких случаях мы тут же вызывали кого-то из российского консульства и после соответствующего внушения отпускали этих дам. Знаем, что русские сами с ними и их мужьями строго разберутся. Но сейчас происходит нечто труднообъяснимое. Русские туристы для финских торговцев - самые желанные гости. У них теперь есть деньги, и тратят они у нас больше, чем немцы и шведы. И вот я ловлю на воровстве какой-то дурацкой лыжной шапочки господина, который до этого добросовестно оплатил здесь товар больше чем на 400 евро. В бумажнике у него еще толстенькая пачка купюр по 100 евро каждая. Спрашиваю: "Зачем было тырить эту несчастную шапочку за 2 евро?" "А черт его знает! - отвечает. - Никогда до этого не воровал. А тут все лежит грудой. Продавцов не видно. Решил вернуться и взять эту чепуховину. Вообще-то, она мне не нужна, я в таких не хожу. Ну, не знаю, что нашло. Душа попросила". Вот уж воистину загадочная русская душа...