- Татьяна Владимировна, какие льготы имеют инвалиды при поступлении в высшие учебные заведения?
- Если на вступительных экзаменах абитуриенты, имеющие официальный статус детей-инвалидов, а также инвалиды I и II групп набирают одинаковое количество баллов со здоровыми выпускниками школ, то при зачислении преимущество имеют инвалиды.
- В России 1956 коррекционных школ восьми видов: для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, психики... Как вы относитесь к идее приема инвалидов, у которых нет интеллектуальных нарушений, в обычные учебные заведения?
- Идея сама по себе замечательная. Но для того, чтобы, скажем, больным детским церебральным параличом было комфортно в обычной школе, у ее входа необходимо построить пандус. Также нужны более широкие дверные проемы для проезда колясок, специальные туалеты и душевые при спортивных залах, на лестницах - поручни. Кроме того, учебный процесс при разных нарушениях имеет свои особенности. Слепых детей обучают по методике Брайля с соответствующими учебниками, тетрадями, контурными картами. Слабослышащим требуется звукоусиливающее оборудование... Впрочем, даже если школа все это приобретет, без учителей, прошедших курсы по дефектологии, ничего не получится.
Есть еще одно препятствие для интеграции ребят с физическими недостатками в обычные школы. Это все еще бытующее в нашем обществе отношение к инвалидам не как равным себе, а как к людям второго сорта, достойным, в лучшем случае, лишь жалости. Представьте, многие родители и даже учителя активно выступают против того, чтобы рядом со здоровыми детьми учились те, кто передвигается на костылях или в колясках.