Накануне Дня народного единства есть повод спросить, что нас всех связывает, а что разъединяет
Вопрос не абстрактный, его острую актуальность подчеркнули на этой неделе события в Махачкале. Как же так? Иностранные соцсети заблокированы, иноагенты изолированы или изгнаны, спецслужбы контролируют все и вся, на ТВ царит одна — правильная — точка зрения. И вдруг в считаные минуты в результате некоего иностранного вмешательства все превращается в тыкву...
Константин Калачев, политолог
— Сложная тема. Народ наш связывает общая история, но она же и разъединяет, поскольку отдельные исторические факты по-разному видятся и трактуются, несмотря на все попытки привести их к общему знаменателю. Одни полагают, что Россия должна стать национальным государством, а другие, что козырь наш — в многонациональности. По моему мнению, объединять людей могут настоящий патриотизм и уважение к законам. Для патриотизма важно не только прошлое — нужны поводы гордиться настоящим и с уверенностью смотреть в будущее. Если говорить о законах, то государству — не только называться, но и быть правовым. Странно, что известные персоны по горячим следам заговорили о снисхождении к участникам погрома в Махачкале. А как же закон, равный для всех? Единство предполагает и единство прав, обязанностей и ответственности.
Олег Шеин, депутат областной думы Астрахани
— В первую очередь нас связывает русский язык и общее культурное пространство. А разъединяет вопиющее имущественное расслоение в обществе и разрыв поколений. Скажем, очень разное отношение у молодых людей и старших к специальной военной операции. И призывы генерала-депутата «уничтожить 20% несогласных в стране» единства точно не добавляют.
Павел Пожигайло, зампред комиссии Общественной палаты по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей
— Объединять нас должна именно история. Да, в разные века встречались противостояния русских княжеств между собой, очень долго Русь была под игом, но эти и другие факты воспринимаются сегодня как этапы органичного развития страны. Удивительно, как много народов нашли способ создать единое государство. Необходимо всеми силами поддерживать межнациональный и межрелигиозный мир. А разъединяют нас страсти. Национализм, заблуждение, будто сейчас Россия расползется по национальному признаку — тогда и заживем. Ничем, кроме проблем и крови, такое расползание не закончится.
Алексей Макаркин, политолог
— Почти век работала советская идентичность. После распада Союза возник вакуум: кто мы? Сейчас объединяет нас то, что называется идентичностью. Люди воспринимают себя россиянами, что основано на гражданском патриотизме. Россиянином ощущает себя и русский, и башкир, и якут. Еще один связывающий фактор — испытания и победа в Великой Отечественной войне. Несмотря на интерпретации конкретных событий, ее воспринимают в целом как великое и трагическое явление. В меньшей мере объединяют нас советские космические и спортивные достижения. Но только прошлое не может объединять. Сегодня главный раскол проходит по теме социальной справедливости, которой остро не хватает. Очень по-разному воспринимается тема величия России. Одни видят это величие в расширении территорий и влияния, другие — в повышении уровня жизни людей и в развитии культуры. Смягчить противоречия, можно лишь развивая диалог, умение слушать и слышать друг друга, а не затыканием ртов и не угрозами.