Русский вопрос

Ответ на него должен не развалить, а спасти страну

Одним из самых громких событий в День народного единства в очередной раз, скорее всего, станут «русские марши». Они должны пройти не только в Москве, но и в некоторых других городах страны.

До сих пор лицо этих «маршей» определяла бритоголовая молодежь самых крайних взглядов. От ее нацистских лозунгов и приветствий большинству простых россиян становится не по себе. Шокирующие сборища крайних националистов были проявлением проблем и ошибок в нацполитике, которые часто замалчивались.

Радикалов будет меньше

Об этих ошибках властям напомнил самим фактом своего проведения и грядущий марш. Впрочем, не исключено, что на этот раз он будет сильно отличаться от предыдущих. Русский вопрос на нем будет поставлен без шокирующих лозунгов, но более серьезно и весомо, чем раньше. Главную роль в марше на этот раз собираются сыграть активисты умеренных общественных организаций, а самыми многочисленными будут политические лозунги — об ответственности нынешней партии власти и чиновников. Накануне Дня народного единства заговорили даже о возможности участия в марше представителей ЛДПР и КПРФ. Но ЛДПР решила проводить в День народного единства собственный митинг. А КПРФ мотивировала отказ невозможностью решать межнациональные проблемы конфронтационным путем.

Впрочем, в своем комментарии первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников заметил: «Такое приглашение — хороший сигнал, что принципиальная позиция КПРФ по защите русского народа, русской культуры, русского языка и самобытных ценностей услышана и замечена. Тот факт, что националисты собираются идти с лозунгами против „Единой России“, объясним и логичен. Подобные марши, подобные настроения — это порождение как раз той губительной социально-экономической политики, которую она проводит».

Законом по национализму

Тем временем отношение к межнациональным проблемам в России неоднозначно. Каков может быть ответ на русский вопрос? По мнению Владимира Рыжкова, лидера незарегистрированной Республиканской партии, русских не нужно вписывать в Конституцию, как в Красную книгу: «Ущемленными по всей стране себя чувствуют миллионы ее граждан, но эта ущемленность определяется не этническим происхождением, а ущербными отношениями между властью и обществом». «Русский вопрос не до конца понятен, оставляет ощущение надуманности и спекулятивности, — размышляет Алексей Малашенко из Центра Карнеги. — Почему подобный вопрос не звучит в других странах, где один этнос также составляет 80–85% населения страны?» По мнению политолога Виктора Милитарева, национальный вопрос сегодня можно разделить на несколько частей, и у некоторых даже не будет очевидной национальной подоплеки. Так, у значительной части населения существует подозрение, что у нас избыточное количество мигрантов. Нелегальная трудовая миграция из бывших советских республик Центральной Азии разрушает рынок труда, выгодна только коррумпированным чиновникам и жадным до плохо оплачиваемой бесправной рабочей силы предпринимателям.

Еще одна проблема — жители страны обнаруживают, что огромное количество секторов потребительского рынка просто захвачены иностранцами и выходцами с наших югов. «В силу своей истории, особенностей кланового общества, — говорит Милитарев, — они оказались идеально приспособлены к коррупции и бардаку, который власть допустила в постсоветской России. Почти весь национальный вопрос закончится, когда власти начнут обеспечивать соблюдение закона всеми, приводить экономическую ситуацию к справедливости. Большинство граждан страны не требуют сегодня никаких репрессий по национальному признаку. Люди требуют порядка, борьбы с коррупцией, одного закона для всех».

С последним, впрочем, возникают серьезные проблемы. Политолог Дмитрий Орешкин напоминает, что в некоторых национальных республиках Северного Кавказа уже почти не действует законодательство РФ. «Русские стали в своей стране дискриминируемым народом, — настаивает Константин Крылов из Русского общественного движения. — Русских выдавливают с Кавказа. И даже в исконно русских регионах больше прав оказывается у диаспор, которые скупают чиновников и полицию. Инородцы часто ведут себя в центральных областях страны, как войско варваров во время набега. Наша толерантность воспринимается как слабость».

А кого считать русским?

Один из аргументов против русского национализма — угроза распада страны. С другой стороны на проблему призывает посмотреть политолог Михаил Ремизов: «Пока мы стеснялись поднимать русский вопрос, единство России уже спотыкается о множество „нерусских вопросов“. В СССР населявшие страну народы искусственно взращивались в „социалистические нации“. Сегодня они строят собственные национальные государства в рамках пока еще единой Российской Федерации. Где-то этот процесс идет демонстративно и вызывающе, как в Чечне, где-то более осторожно, но упрямо, как в Татарстане или Якутии». Впрочем, по мнению Ремизова, процесс этот можно назвать и вынужденным: «Общество, из которого изъят исторический и культурный стержень, обладает даже не нулевым, а отрицательным объединительным потенциалом. Вписать меньшинство в единую ткань страны невозможно, если нарушено единство большинства. То же самое мы видим и на примере Европы: меньшинства заполняют пустоту своими социальными укладами, этническими мифами: Чтобы союз народов, населяющих нашу страну, оставался жизнеспособным, необходимо признание стержня этого союза — русской истории и культуры, русских как государствообразующей нации».

Но кого называть русскими? «Главное, что позволяет нам ощущать причастность к той или иной нации, — это родной язык», — говорит Ремизов. «Русский народ — это люди, которые вне зависимости от своей этничности строят свое сознание на традиции русской тысячелетней государственности, принадлежат к русской культуре, говорят на русском языке, — настаивает исследователь Юрий Крупнов. — Но и этого сегодня мало: кто поднимет страну, тот и есть русский».

Кстати

Уроженца Нальчика Аслана Черкесова, убившего в Москве болельщика «Спартака» Егора Свиридова, суд приговорил к 20 годам колонии, пятерых его сообщников — к пяти годам. Многие посчитали этот приговор показательным.

«Да, приговор показательный и слишком суровый, — считает сенатор Асламбек Аслаханов. — Дали его, чтобы предотвратить новые волнения, удовлетворить желание общественности построже наказать обидчиков русского болельщика. Но приговор мало на что повлияет, потому что выходцы с Кавказа и так прекрасно знают, что быть кавказцем в РФ — «отягчающее вину обстоятельство». Кавказцу, совершившему преступление, всегда дадут по максимуму — если, конечно, ему не удастся «договориться».

«Черкесов получил срок заслуженно, — уверен Юрий Горский, секретарь общественного объединения „Руссовет“. — Не будь строгого приговора, та лихая братия, которая приезжает с Кавказа в Москву и другие города „отрываться“, продолжала бы себя вести так, как привыкла. С другой стороны, этот приговор может помочь примирению в обществе. Потому что та русская молодежь, которая стремится к мести, теперь испытает чувство удовлетворения, ее обостренный запрос на справедливость услышан».

Почти одновременно другой суд приговорил четырех активистов «Другой России» за участие в беспорядках на Манежной площади 11 декабря 2010 года, дав им от двух до пяти с половиной лет лишения свободы. А вот сотрудники правопорядка, по вине которых во многом и вспыхнули те беспорядки, наказания избежали. Следователя Михаила Соколова, который после задержания отпустил напавших на Егора Свиридова и тем самым вызвал цепную реакцию негодования, уволили, но дело против него было закрыто.