- Василий, зачем вам понадобилось участие в таком скандальном проекте, как "Голод"? У вас ведь и так есть все - известность, харизма...
- Вы все смешиваете. Известности "Голодом", может, и не прибавить. Но харизма для того и существует, чтобы ею пользоваться. Это рабочий инструмент, который из-за длительного бездействия ржавеет. Поэтому сейчас я использую его в самом сложном из всех видов телевизионной деятельности: я веду ток-шоу.
- Чем оно заинтересовало вас?
- Тем, что это новая для меня форма, и очень сложная. Я узнаю здесь немало нового. Реалити-шоу - это такая телевизионная фабрика, в процессе работы на которой используются практически все виды телевизионного ремесла.
- А вас не смущает одиозность этой программы?
- Вам виднее, насколько она одиозна. Я не особенно слежу за развитием этого жанра и вообще не смотрю реалити. За исключением "Голода", разумеется. Но его я смотрю спокойно, не сравнивая с чем-то другим. Я здоровый взрослый мужчина, кормящий семью. Я должен работать, и у меня просто нет времени садиться каждый вечер у экрана телевизора и смотреть разные реалити-шоу, чтобы определить степень одиозности того или иного из них.
- Скоро состоится очередное вручение высшей телевизионной награды "ТЭФИ". В этом году вы с Виктором Гусевым вновь оба оказались в номинации "лучший спортивный комментатор", уже в третий или четвертый раз. Вас самих забавляет эта ситуация или вы относитесь к этому как к серьезному соперничеству?
- Мы с Витей видимся очень редко. В основном на крупных турнирах. Мы не воспринимаем эту ситуацию как соперничество. Здесь скорее нужно говорить об ограниченности выбора. Я, конечно, очень уважаю телевизионных академиков, но считаю, что причисление нашей номинации к разряду внеэкранных - это недоразумение. Это говорит об отношении к спортивному вещанию как таковому. Меня это крайне удручает. Но справедливости ради хочется сказать, что школа в этом ремесле отсутствует. Каждую весну я получаю порядка двадцати обращений от студентов из разных вузов, желающих написать дипломную или курсовую работу о спортивном комментарии. Мне чаще всего приходится отказывать. Ведь, например, если говорить о том, что в дипломах именуется "списком литературы", то на эту тему выходили лишь одна брошюра в 60-х годах и мой цикл публикаций лет шесть тому назад. И все. Ни в одной из газет или журналов, в высказываниях телевизионных критиков вы не найдете ничего на тему спортивного комментария."Нам, как и всем, необходимо отношение к цеху извне. А у нас есть лишь отношение болельщиков, которое зачастую чрезмерно эмоционально и не имеет ничего общего с профессиональной оценкой. Между тем спортивный комментарий включает в себя все телевизионные умения. Мы - те немногие, кто сегодня работает в прямом эфире.
- Вы писали статьи о спортивном комментарии. Что в них главное?
- Первая заповедь комментатора: никто не включает телевизор, чтобы слушать тебя. Люди хотят смотреть футбол. Поэтому ты должен, отслеживая ход матча и расставляя акценты, находиться при этом в тени. Это очень важно. Кроме того, надо всегда помнить, что ты можешь исписать множество листов бумаги, готовясь к матчу, можешь выискать мельчайшие подробности личной жизни футболистов, но если ты задашься целью рассказать обо всем этом в прямом эфире, у тебя ничего не получится. Импровизация все равно останется главной составляющей репортажа... В этой связи хочу рассказать об одном из самых приятных комплиментов в моей жизни. 2000 год, чемпионат Европы по футболу. На НТВ вечерние новости вел Владимир Кара-Мурза. И мы, футбольные комментаторы, по очереди приходили к нему в студию и рассказывали, как это было. И на Кара-Мурзу произвело немалое впечатление то, что я говорил без заранее подготовленного текста и без телесуфлера. Но как можно было подготовить текст, если матч закончился за 15 минут до эфира?..
- В 2002-м, во время чемпионата мира по футболу, вы вели и радиопрограммы. Люди, лишенные телевизора - на даче, в машине, - могли быть в курсе событий.
- Да, вспоминаю график своей жизни в это время. Я сразу сказал родным: не ждите. Я тогда не пил никакого алкоголя, в том числе пива. Я вставал ранним утром, и начиналось: репортаж на "Русском радио", репортаж на НТВ +, потом "Эхо Москвы"... Рабочий день заканчивался за полночь. В какой-то момент я понял, что моя механическая говорилка сломалась, хочу сказать справа, а говорю слева... Но это было колоссальным уроком. Ведь в принципе телевизионный комментарий произошел от радийного. Зачем нужен телевизионный комментатор? Все же и так видно! И по большому счету это анахронизм. При сегодняшних возможностях телевизионной съемки спортивных состязаний у зрителя зачастую есть возможность увидеть гораздо больше, нежели у комментатора, сидящего на трибуне. В радийном репортаже важно создать для слушателя эффект присутствия. В телевизионном он и так существует. Тут, скорее, надо уметь вовремя замолчать. Есть вещи, которые сами по себе достаточно красочны...
- Какие еще специфические отличия радио от ТВ?..
- Есть, скажем, в телерепортаже так называемое правило третьего повтора. Считается, что раньше второго повтора никто вообще не пытается анализировать ситуацию, все просто любуются красотой момента. А когда ты попадаешь в радийную ситуацию, тебе приходится говорить, где находится мяч, игроки, и потом повторять то же самое уже нельзя. Радиорепортаж - это особое искусство. Меня раньше всегда умиляло, когда комментаторы после оглашения состава команд сразу говорили по радио, что справа, например, ворота сборной Италии, слева ворота сборной Кореи. А потом я вдруг понял, что это очень важно. У человека тут же в голове возникает "телевизор".
- В своих комментариях вы позволяете себе некую театрализацию, "цепляя" зрителя на эмоциональном уровне восприятия картинки. Этот стиль рождается непроизвольно?
- Вообще комментаторское ремесло содержит в себе изрядную долю актерства. Наши отечественные классики спортивного комментария - Котэ Махарадзе, Николай Озеров - были профессиональными актерами. И это была в каком-то смысле их драма. Драма раздвоения. Они были прекрасными артистами, но когда я, скажем, смотрел на Николая Николаевича на сцене, то возникало странное ощущение, что Озеров зачем-то оделся в непонятный костюм, но все равно сейчас начнет вести хоккейный матч между сборными СССР и Канады... Конечно, всегда есть место импровизации. Но все равно большинство реплик, которые, как кажется зрителю, вырываются непроизвольно, на самом деле являются хорошей домашней заготовкой. Так, однажды мне посчастливилось вести матч удивительной красоты между мадридским "Реалом" и "Манчестер-Юнайтед" в Лиге чемпионов. И в какой-то момент репортажа я сказал: "Мам, представляешь, я смотрю этот футбол!" Все, кто это слышал, решили, что это непроизвольная эмоциональная реплика. На самом деле я придумал это... Я просто подумал, что это будет уместно, чтобы было понятно великолепие происходящего.
- Но вы и на самом деле актер. Вы играете в спектаклях "День радио" и "День выборов".
- Да, я действительно играю в театре. И надо заметить, что абсолютно ничего из моих комментаторско-телевизионных навыков там мне не пригодилось. Там для меня труднее всего было понять, как нормально и естественно двигаться на сцене.
- И тем не менее вы органично вписались в профессиональный актерский ансамбль...
- Но у меня ведь скетчевая роль, которая не требует глубокого эмоционального проникновения. Это огромное удовольствие. Потому что нигде, ни на ТВ, ни на радио, ни в газете, я не получал непосредственной реакции от зрителя. А здесь ты получаешь ее моментально. И видишь - оп, странно, а вчера в этом месте смеялись, значит, что-то не так. Мы играем в небольшом зале. И, удивительное дело, реакция публики зачастую зависит от того, придут ли в зал лишние 15 человек, да еще бы определенного характера. Вот вроде все правильно, а зал не реагирует...
- Что может повлиять на ваш эмоциональный заряд во время матча, кроме его хода?
- Был у меня однажды такой случай. Я вел телевизионное ток-шоу "Земля - воздух", и ко мне в студию пришла группа "Ленинград". А после этого, в полночь, мне надо было вести репортаж. Перерыв был буквально десять минут, времени хватало лишь на то, чтобы переодеться и перебежать из одной студии в другую. И вот я сел к микрофону и лишь минуте на 75-й толком осознал, что за характер носит тот матч, который я комментирую. И тогда я понял, как важно, кто выступает "на разогреве" у ведущего. У этого матча на разогреве выступал Шнур. Вот меня и понесло. Я не умолкал ни на секунду. Я буквально плясал. А когда под конец заряд энергии кончился, я посмотрел, а счет-то 0:0! Очень часто на качество комментария влияет ряд житейских факторов. В отличие от других телевизионных профессий, комментаторство не ритуал. Тебя не одевают, не гримируют, на тебя не выставляют свет. Ты как будто бы сидишь дома в кресле и делишься своими впечатлениями. Поэтому все твои настроения отражаются на качестве комментария. Комментатор проявляет себя гораздо органичнее, чем телеведущий. По интонациям всегда можно понять, как протекает личная жизнь человека, женился ли он, развелся, или у него родился сын. И за этим очень забавно наблюдать.
- А ваша девушка следит за вашими эфирами?
- Бывает. Раньше, когда мы виделись редко и скучали друг по другу, она не пропускала ни одного матча. А теперь мы живем вместе и у нее хватает дел по дому. Вот на следующей неделе я поеду комментировать Лигу чемпионов и знаю, что буду получать эсэмэски после каждого матча.
- Вы болельщик?
- У меня нет каких-то клубных предпочтений, верности цветам. Я могу болеть за команду, которая мне нравится в данный момент. Это отнюдь не желание быть нейтральным. Просто я отношусь к футболу без фанатизма.