Весной этого года с рынка неожиданно исчезли пять страховщиков - АВЕСТ, "Доверие", "Западно-Сибирская транспортная страховая компания" (ЗСТСК), "Евро-Азиатская страховая компания" (ЕАСК) и "Содружество независимых государств" (СНГ). Все они занимались "автогражданкой", продавали полисы, имели клиентов. И вот оказались неплатежеспособными. Российский союз автостраховщиков в сложившейся ситуации сориентировался довольно быстро: были назначены уполномоченные агенты РСА из числа крупных, пользующихся доверием компаний. Они организовали прием заявлений от пострадавших в ДТП по вине клиентов компаний-банкротов. Панику преодолели, но неприятный привкус остался. А тут еще журналисты время от времени добавляют масла в огонь, сообщая, что на рынке ОСАГО зреет новый кризис, в котором еще порядка 10 компаний лишатся лицензий. Да и сами страховщики весьма сдержанно говорят о будущем "автогражданки", утверждая, что число неплатежеспособных компаний все-таки будет расти.
Конечно, ничего удивительного в этом нет. Эксперты уже давно предупреждали, что некоторые компании пришли на рынок ОСАГО только для того, чтобы решить свои сиюминутные финансовые проблемы. К сожалению, как отмечает руководитель ФССН Илья Ломакин-Румянцев, порядок выдачи лицензий на ОСАГО "был слишком формальным", и последствия этого "формализма" начинают сказываться сегодня. Выясняется, что некоторые из страховых компаний, продающих полисы ОСАГО, имели в прошлом сомнительную репутацию, занимались "серыми" схемами.
Рядовому автолюбителю все эти нюансы страхового бизнеса, разумеется, не слишком интересны. Он заинтересован в том, чтобы компания, с которой он заключил договор, честно и вовремя выполняла свои обязательства. А выявлять, кто из страховщиков занимается схемами, а кто нет - это уже дело Росстрахнадзора. Клиент должен быть уверен, что обслуживающая компания достойна доверия.
Но пока ситуация продолжает оставаться неопределенной, шанс заполучить в страховщики недобросовестную компанию по-прежнему есть, хотя он и не слишком велик. По оценке Ломакина-Румянцева, доля недобросовестных страховщиков на рынке ОСАГО составляет не более 5 процентов. Однако, чтобы не "наскочить" на кого-то из этих 5 процентов, автолюбителю стоит самому позаботиться о себе, выбрать действительно солидного, имеющего хорошую репутацию страховщика. С этой точки зрения полезны обзоры и рейтинги, которые публикуются в СМИ. По данным Российского союза автостраховщиков, первую строчку в рейтинге компаний, занимающихся обязательным и добровольным (каско) автострахованием, удерживает Росгосстрах. За девять месяцев этого года Росгосстрах выплатил по ОСАГО 5,9 млрд. рублей, урегулировав 274 тыс. страховых случаев. Компания имеет разветвленную сеть филиалов. Это является одним из серьезных преимуществ для развития такого бизнеса, как ОСАГО.
- Мы создали специализированную систему урегулирования страховых случаев, - рассказывает вице-президент Росгосстраха Игорь Игнатьев. - Для быстрого и качественного обслуживания клиентов все центры выплат оснащены современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением, которое позволяет рассчитывать ущерб по машинам любых марок, не только отечественных, но и иностранных. Наш клиент может обратиться в любой центр, независимо от того, где он покупал полис, и где попал в ДТП.
Принцип "доверяй, но проверяй" в отношении выбора страховщика по ОСАГО принесет автолюбителям реальную пользу. По оценке одного из видных экспертов страхового рынка, заместителя директора Научно-исследовательского финансового института, профессора Евгения Коломина, люди уже отлично понимают необходимость страховой защиты. "Главная проблема сейчас, - считает профессор, - правильный выбор страховщика и гарантированность предоставления им этой защиты. Устойчиво и надежно работают сегодня на рынке не более 10 процентов страховщиков".
Двухлетний опыт жизни с ОСАГО показал: "автогражданка" - штука полезная и нужная, она дает реальный шанс восстановить утраченное в результате ДТП. И провалы отдельных компаний не должны испортить в целом хорошее дело. Надо просто, как и везде, иметь дело с лучшими.