ЦАРСКИЙ ДОЛГОСТРОЙ

Главному дворцу усадьбы Царицыно судьба уготовила быть отвергнутым владелицей еще до того, как тот был построен. "Мы его достроим", - спустя два столетия пообещал столичный мэр Юрий Лужков. Чем может обернуться реконструкция для памятника истории и архитектуры, попытался выяснить корреспондент "Труда".

Екатерина II в 1776 году приобрела деревеньку Черная Грязь у князя Дмитрия Кантемира и решила построить здесь царскую резиденцию. Новый дворцовый комплекс задумывался как памятник победы России над Турцией, отсюда в проекте появились многочисленные башенки и другие приметы восточного стиля. Они-то и сыграли с дворцом злую шутку. Строительство поручили известному архитектору Василию Баженову. Легенда гласит, что, приехав на стройплощадку через десять лет и увидев почти достроенный красно-белый замок, императрица приказала поворачивать лошадей обратно... а дворец снести. Что-то ей померещилось страшное в "пряничных" башенках дворца. Усадьбу попытались сохранить, перепоручив ее архитектору Матвею Казакову, но после смерти Екатерины ее сын Павел прекращает финансирование работ.
За 200 лет, прошедших с той поры, царственные стены превратились в романтические развалины и стали любимым местом последователей Толкиена. Крыша рухнула, оконные проемы поросли березами. О дворце вспомнили после того, как в конце прошлого года федеральные власти передали Царицынский дворцово-парковый комплекс в собственность города.
Нельзя сказать, что федералы держали усадьбу на сухом пайке, - полностью восстановлены Малый дворец, Оперный дом и Кавалерские корпуса. Но, по мнению новых хозяев усадьбы, проделанного недостаточно. И вот мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о подготовке проекта реконструкции главного царицынского дворца и парка. Его разработку поручили архитекторам Моспроекта-2. Кстати, это уже не первая попытка реанимировать дворец. В середине 70-х годов прошлого века сотрудники художественной академии имени Сурикова предлагали в пустующих стенах дворца создать школу-студию.
Столичные архитекторы предлагают достроить творение Баженова, придав ему наконец законченный вид. "Все воссозданные элементы будут полностью основываться на историко-архитектурных материалах", - заверил один из авторов концепции, руководитель 13-й мастерской Моспроекта-2 Михаил Голубин. После реконструкции дворца на 15 тысячах квадратных метров планируется разместить музей истории России и Москвы и картинную галерею.
Как рассказали "Труду" в Главном управлении охраны памятников столицы, уже в следующем году начнется благоустройство парка, расположенного вокруг дворцового комплекса. В перспективе к Царицыно намечено проложить хорошую дорогу и обустроить парковку для посетителей.
Но перспектива реконструкции радует далеко не всех историков и искусствоведов. Они задают вопрос, почему египтянам не пришло в голову вернуть сфинксу нос, отстреленный французскими солдатами, или римлянам - достроить развалины Колизея. Царицынский главный дворец никогда не был законченным объектом. Достраивать его - значит искажать исторические факты.
По мнению директора Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника "Царицыно" Виктора ЕГОРЫЧЕВА, нужно не перестраивать, а озаботиться сохранностью того, что осталось от Екатерининской эпохи. Проводить сложные и дорогостоящие консервационные работы, а не строить новые стены. По оценкам специалистов, в случае начала работ отсыревшие и потрескавшиеся кирпичи не выдержат нагрузки и будут утрачены. Их заменят новыми материалами, а значит, это будет уже не памятник XVIII века, а новодел.
"Новый музей усадьбе необходим, но мы будем настаивать на своем варианте реконструкции, - говорит Егорычев. - Пространство дворца, безусловно, можно приспособить под музейные залы, но не нужно трогать стены, достаточно сделать внутри павильоны и перегородки из легких материалов".
В мире масса примеров того, как строить новое, не разрушая старого. Так, центр Парижа застроен историческими зданиями, но там нашли возможность аккуратно подвести под них подземные гаражи, не трогая сами памятники.
У Москвы свой опыт. Для расширения ресторана "Пушкинъ" на Тверском бульваре, например, сломали три дома усадьбы Римского-Корсакова. Между прочим, эти здания числились в списках памятников архитектуры федерального значения, но на это пошли, потому что сегодня в цене дома под старину, а не старые дома.
Окончательно или нет определена судьба главного дворца музея-усадьбы "Царицыно", пока не ясно. Проект будет готов в будущем году, потом предстоит обсуждение. В любом случае из списка памятников федерального значения Царицыно пока никто не исключал и начать реконструкцию без согласия государства (и одобрения сотрудников музея) вряд ли возможно.