НАШИ ЛЮДИ В ГОЛЛИВУДЕ

Фильм "Танцуй со мной" - первый независимый проект, осуществленный в Голливуде, "нашими" людьми. На премьеру в Красноярск приехали режиссер картины Александр Буравский, известный как сценарист фильмов "По главной улице с оркестром", "Непрофессионалы", "Мордашка", "Катала", и продюсер Ирина Борисова, президент российского агентства "Видеоарт", создатель телевизионных проектов "Улица Сезам" и "Маросейка, 12".

- Если кто-то пришел посмотреть фильм о бродвейских танцах, то мы их разочаруем, - говорит Александр Буравский. - Картина под названием "Танцуй со мной" идет только в российском прокате. А вообще дословно название переводится как "Из холода", и это драма. Действие начинается в 39-м году и заканчивается в 59-м, речь идет о судьбе американского чечеточника, попавшего в сталинские лагеря. Мне задавали вопросы, которые меня очень обижают: почему, дескать, вы на американские деньги танцуете на наших костях? Да, на американские деньги, да, на английском языке, да, с американскими актерами, но если бы была возможность сделать такое кино в России - мы бы делали. Вся надежда на то, что российское кино рано или поздно возродится. Кстати, в США такие фильмы пробивать безумно тяжело. Следующую свою картину я сделаю попроще, что-нибудь из серии пиф-паф.
Точкой отсчета для создания фильма послужили две истории. Во-первых, встреча режиссера с писателем Алексеем Шеметовым в Тарусе в конце 80-х. Шеметов прошел через лагеря - и на руках у него не осталось ни одного пальца. Чтобы печатать на машинке, он скотчем привязывал карандаш к ладони - так и работал. Увечье бывший заключенный получил на лесоповале. Днем случилась оттепель, рукавицы насквозь пропитались талым снегом, поздним вечером, когда ударил мороз, заледенели намертво. Шеметов снять их не смог, и тут "на помощь" пришел вертухай - дернул так, что пальцы там, в рукавицах, и остались.
Вторую историю Буравский подсмотрел в документальном американском фильме - о черном чечеточнике, который танцевал на деревянной ноге. Герой кинодрамы "Танцуй со мной" Дэн Скотт (актер Кит Кэррадайн) - тоже чечеточник, и он тоже потерял ногу. Зажатый бревнами, сам себе отрубил ее топором, потому что другого выхода не было. В России он вообще потерял все - свободу, любимую женщину (ее играет молодая канадско-американская "звездочка" Миа Киршнер), еще не родившегося ребенка.
Первый российско-голливудский проект создавала целая группа наших соотечественников. Кроме режиссера и продюсера, над фильмом работал оператор Владимир Климов (снятый им "Вор" был номинирован на "Оскар"), здесь звучит музыка Максима Дунаевского. Хотя отстоять русских участников проекта в Голливуде было очень сложно. Режиссера буквально заставляли взять другого оператора, то же самое было с композитором. В результате часть музыки дописывал американец Ричард Хорвец, но 70 процентов мелодий в фильме все-таки от Дунаевского.
Картина по голливудским меркам получилась дешевой, бюджет - всего 5 миллионов долларов. В сравнении с блокбастерами стоимостью в 100 миллионов - сущий пустяк. Приходилось выкручиваться. Фильм, даже американскую часть, снимали не в США, а в Эстонии и Санкт-Петербурге - ровно 54 дня. Нью-йоркский Бруклин изображал питерский район неподалеку от Фонтанки, причем подмены не заметили даже американские зрители.
- Малобюджетный фильм начинается с пожеланий режиссера, - говорит Александр Буравский, - а заканчивается его реальными возможностями, одно с другим не совпадает на все 100 процентов. У меня в эпизоде, где Дэн рубит себе ногу, картинка должна была напоминать морозильную камеру обилием снега, льда. На самом деле привезли какую-то пену, она мгновенно растаяла и превратилась в желтую жижу. Если честно, я бы многое, если не все, сделал по-другому. Я бы, например, пригласил на главную роль Брэда Пита, но его гонорар - 25 миллионов долларов, делать ему такое предложение с моей стороны было бы просто сумасшествием. Хотя многие хорошие актеры согласились работать с нами за половину или даже четверть цены, им очень нравился сценарий, после боевиков там было что играть.
Кандидатов на главную роль было девять человек. Под номером один числился Патрик Суэйзи, он согласился сниматься за 800 тысяч при обычном для него гонораре в 4 миллиона. Однако когда узнал, что необходимо выехать за пределы США, от съемок отказался. Эдди Гарсиа ехать соглашался, но при условии, что вместе с ним в Эстонию и Россию отправятся его жена, четверо детей и две бонны - такой компании бюджет фильма потянуть никак не мог.
Как бы там ни было, фильм сняли, он получился крепким, вполне заслуживающим внимания. Зал "Кинопарка" в Красноярске был полон, зрители не разочаровались.
- Хотя картина сделана с прицелом на западную аудиторию, - говорит продюсер Ирина Борисова, - судьба российского проката складывается удачно, гораздо лучше, чем мы ожидали. Проблема в том, что в России очень мало хорошо оснащенных кинотеатров - всего 73 зала, - и в них в основном идут кассовые боевики. А в Америке с прокатом нашей картины - свои проблемы. К примеру, фильм "Патриот" там показывается одновременно в 2 - 3 тысячах кинотеатров, а российские фильмы, номинированные на "Оскар", идут от силы в пяти кинотеатрах. Нашу картину предполагают показать на 200 - 400 экранах, это произойдет в феврале будущего года.