В угоду конъюнктуре: депутат предложил считать «жертвами» заставших Перестройку
Идея народного избранника – лишь пиар-ход, каждый период русской истории знает своих жертв
В РФ должна появиться новая категория льготников – так называемые «жертвы перестройки». С таким предложением выступил зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов. Он уже направил своё обращение министру труда Максиму Топилину.
По мнению Чернышова, меры по демократизации политической и экономической жизни конца 80-х – начала 90-х годов обернулись крупнейшей геополитической и гуманитарной катастрофой для населения всего бывшего СССР. Перестройка привела к снижению рождаемости и росте болезней и смертности, указывает Чернышов. При этом особенно пострадали граждане 40-х – 60-х годов рождения, считает депутат. Этих граждан и следует объявить льготниками и обеспечить им необходимую социальную поддержку.
Документ требует доработки, заявил председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов и замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов. В законе нет критериев для получения адресной помощи. Так, в законе о жертвах сталинских репрессий прописаны меры поддержки. «Чтобы иметь такой статус, люди предоставляют соответствующие данные: документы из архива, оправдательные приговоры. Это конкретизированная социальная группа, в отличие от группы «жертвы перестройки», -приводит слова Нилова Daily Storm.
Если говорить о льготах, то по логике вещей, они должны касаться вообще всех жителей постсоветского пространства, прокомментировал идею Чернышова заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов. При этом Перестройку рано считать до конца изученным явлением: нужна «общественная дискуссия о роли и месте перестройки и тех событий, которые сопровождали этот непростой этап в жизни нашего общества» (цит. RT). Историк не исключил возможность предоставления льгот отдельным семьям и людям, случаи которых можно рассмотреть особо.
От реформ руководителей КПСС пострадали далеко не все, экономически были и победившие, напомнил профессор Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук Александр Сафонов. Да и не ясно кому конкретно предъявлять претензии: речь о социальном и общеэкономическом кризисе, рассуждает эксперт. Мы не можем после каждого этапа снижения уровня жизни объявлять виноватых и делать списки льготников. «Такой подход является социальным и экономическим абсурдом, здесь вообще нет социального деления людей на пострадавших и не пострадавших, идея носит пиаровский характер», - цитирует Сафонова «Экономика сегодня». По мнению специалиста, Перестройку фактически начал ещё Юрий Андропов. К последним годам правления Леонида Брежнева Советский Союз успел продемонстрировать свою политическую и экономическую несостоятельность. Предъявлять претензии к уже несуществующей стране – юридический нонсенс, продолжает Сафонов. Нужно чётко устанавливать причины, от которых пострадали люди во времена реформ. И такое расследование окажется крайне затруднительным. Лучше помогать бедным, инвалидам и малоимущим вне зависимости от того, какие исторические условия привели их к такой жизни, считает экономист.
Резко против инициативы высказался декан юридического факультета Северо-Западного института управления РАНХиГС Сергей Цыпляев, в прошлом народный депутат и член Верховного Совета СССР. «Одно дело — выводить в отдельную льготную категорию людей, которые были в концентрационных лагерях, совсем другое — приплетать сюда перестройку», - сказал Росбалту Цыпляев. Падение рождаемости – слабый аргумент против реформ, указал эксперт. Высокая рождаемость скорее свойственна бедным государствам.
«Крайне деструктивным» назвал предложение Чернышова сенатор Валерий Рязанский. «Кто-то потерял пенсии, кто-то – сбережения, кто-то жилье, спасаясь от националистических разборок, которые были в союзных республиках. По многим категориям государственные решения были уже приняты. Крайне деструктивное предложение. Надо двигаться вперед, чего оглядываться на 91 год?», - отметил он (цит. НСН).
Телеведущий Владимир Соловьёв высмеял инициативу: «Я, конечно, близок к практикующим психиатрам, но диплома все-таки у меня пока нет!» (цит. ФАН).
Глупостью назвал эти разговоры экс-председатель Верховного Совета РФ Руслан Хасбулатов. Последние 20 лет также нельзя назвать безоблачными, странно обсуждать 80-е, когда сегодня стране особенно похвастаться нечем. В подобном ключе высказался и бывший вице-президент РФ Александр Руцкой: лучше оторваться от прошлого и решать насущные проблемы.
Резюмируем. Есть подозрение, что затея записывать в «жертвы Перестройки» поколения 40-х и 60-х (кстати, почему не 20-х, 30-х или 70-х?) – топорное следование трендам. У власти люди, опасающиеся реформ-пряников, любых послаблений. Под это дело молодой депутат выдвигает популистский проект: «А на кой ляд стране «пряники»?» Умолчав о достижениях Перестройки, депутат измазал те реформы единственно чёрным цветом, приравнял их вольно или нет к сталинским репрессиям тридцатых. Неуклюжая попытка Чернышова бежать впереди кремлёвского паровоза – отличный повод обсудить каких бы нам «жертв» ещё назначить. Что насчёт 1991-2000 годов? Как тут не вспомнить низкое качество жизни, развал инфраструктуры и служб, плохо скрываемую коррупцию, дефолт. А последние двадцать лет? В больших городах стало чище, будто бы достигли порядка и стабильности в других областях. Но: произвол силовых структур стал едва ли не больше, чем был. Интернет-пространство всё активнее атакует цензура, независимое (от генеральной линии партии) телевидение превратилось в исчезающий вид, реальный срок или баснословный штраф можно получить за слова, и попробуй докажи, что ты «не верблюд». А девальвация рубля 14-го года? Долгие годы цены на нефть позволяли потихоньку снижать зависимость страны от ресурсов. Но нет, дождались удара кризиса и обнищания граждан. Но самое главное – вакуум застоя, ощущение какой-то беспросветности. Многим не помог даже Крым, и «наверху» это понимают. Проще объявить льготниками всю страну. И реакционные, и реформаторские элиты новой России постарались на славу.