Под запрет попала вся продукция предприятия, кроме «Приор» и «Калин»
Азербайджан с 1 октября 2012 года ввел запрет на импорт российских автомобилей, не укомплектованных антиблокировочной системой тормозов и подушкой безопасности. Таким образом под запрет попала вся продукция «АвтоВАЗа», кроме современных «Приор» и «Калин». При этом в Азербайджане сделали исключение для полноприводных автомобилей «Нива» и «УАЗ».
Председатель Государственного таможенного комитета Азербайджана Айдын Алиев сообщил, что причина запрета — «отсутствие у автомобилей тормозной системы ABS и как минимум одной подушки безопасности». Чиновник напомнил, что такие правила действуют в республике уже с 1 мая, но тогда российской «классике» дали отсрочку на пять месяцев.
Можно ли говорить, что закавказское государство таким образом объявляет таможенную войну и без того несчастным классическим «Жигулям» и даже «Самарам» («восьмеркам» и «девяткам»)? Попробуем разобраться.
Еще в апреле вице-спикер парламента страны Бахар Мурадова заявила: «Я называю автомобили «Жигули» убийцами, которыми в основном пользуются водители с низким социальным положением, не знающие правил дорожного движения. Я считаю, что следует ввести ограничения на импорт в страну автомобилей из России». По ее словам, приведенным на портале businesscaucasus.com, согласно результатам статистики ДТП, этими автомобилями пользуются лица «с низкими интеллектуальными показателями».
«С экономической точки зрения ущерб от подобного запрета будет незначителен, — считает обозреватель журнала «За рулем» Игорь Моржаретто. — В Азербайджан официально мы продавали не так много новых автомобилей указанных моделей. Это скорее ударит по тем азербайджанцам, кто, купив дешевые подержанные «Жигули» в России, захочет зарегистрировать их у себя дома. Не скажется таможенный барьер в короткий период времени и на парке машин в Азербайджане, ведь запчасти для уже зарегистрированных машин провозить через границу никто не запрещает».
«Надо понимать, что любая машина, пересекающая границу, должна соответствовать техническим нормативам данной конкретной страны, — объясняет ведущий программы «Юридический ликбез» ТВ-канала «Авто+» Сергей Смирнов. — В России это «Tехнический регламент о безопасности колесных транспортных средств». Аналогичный документ существует и в Азербайджане. Причем в этот документ регулярно вносятся изменения в сторону ужесточения требований».
Если следовать такой логике, у наших закавказских соседей требования к автомобилям сегодня вплотную приблизились к европейским нормам, по которым необходимы и АBS и, как минимум две подушки. Правда, тогда непонятно, почему исключения сделаны для двух машин российского автопрома.
У нас такие нормы вступят в силу с 2020 года. Так что российские водители еще вдоволь покатаются на автомашинах без АВS и подушек. Российские власти их не запрещают, полагая, очевидно, что наши дороги более безопасные, чем в Азербайджане.