Начало недели принесло неожиданные вести из-за Кавказского хребта. В соседней Грузии, с которой у России сложились довольно непростые отношения, прошли парламентские выборы, и местная оппозиция набрала уверенное большинство. Президент признал поражение и заявил, что его партия переходит в оппозицию.
Политологи сразу решили, что это неспроста. Мол, Запад явно «сливает» своего недавнего любимца Михаила Саакашвили, который порядком надоел не только собственному народу, но даже своим заокеанским кураторам.
Накануне выборов как-то уж больно кстати вспыхнул скандал с видеозаписью издевательств в грузинской тюрьме, и слишком профессионально он был раскручен в общественном сознании, чтобы поверить в случайность появления этого ролика.
Наблюдатели-оптимисты даже заговорили о том, что лидер грузинской оппозиции Бидзина Иванишвили сможет заметно улучшить отношения Грузии и России, учитывая его вовлеченность в наш бизнес. Ну а у обычных граждан, далеких от политики, появилась надежда, что перемены в Грузии помогут не только восстановить нормальные отношения между народами, но также вернуть на наши прилавки уже порядком забытые вина и легендарную минералку «Боржоми».
Однако, судя по всему, радужные мечты еще не скоро обретут реальное воплощение.
Вот что рассказала нам начальник сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Яна Амелина:
— Действительно, коалиция «Грузинская мечта» получила на прошедших выборах значительно больше голосов, чем ей предрекали эксперты и социологические опросы. В результате оппозиция в новом грузинском парламенте станет большинством. Что это означает для России? Да ничего особенного. Действительно, многие местные политики говорят о необходимости улучшения отношений между нашими странами, но это чисто прагматическая позиция. Не секрет, что Грузия очень зависит и от России, и от российского рынка, и не иметь дипломатических отношений с таким огромным и мощным соседом — это не только нонсенс, но и большая опасность. Это в «Грузинской мечте» прекрасно осознают.
С другой стороны, их позиция по абхазскому и южноосетинскому вопросу точно такая же, как и у Саакашвили. Так что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. От победы оппозиции не стоит ожидать каких-то прорывов, поскольку у власти будут оставаться те же самые люди. Кстати, очень многие лица в движении Бидзины Иванишвили были когда-то соратниками нынешнего грузинского президента, а затем перебежали в другой лагерь, причем не по идеологическим, а по чисто личным или карьерным причинам.
После войны 2008 года и США, и Евросоюз, безусловно, пересмотрели свое отношение к Саакашвили. Там пришли к выводу, что он — неадекватный человек, на которого сложно рассчитывать как на серьезного политика. Тем не менее, как руководитель, культивирующий в Грузии враждебное отношение к России, он, видимо, их устраивает. За четыре года Запад не делал никаких попыток лишить его власти, а ведь это очень большой срок. Иными словами, он им, конечно, надоел, но пока что еще нужен. В любом случае Саакашвили так просто не уйдет, и он, и его люди будут оставаться в политическом пространстве. А значит, никаких особых перемен в наших отношениях ожидать не приходится. Поэтому российским любителям грузинских вин и минеральных вод придется пока подождать.