Оказывается, есть еще школы, где учат «на крестьян»
Лучшее время суток для учащегося Красногородской школы-интерната Вовы Иванова — когда он сидит в кабине трактора. Вовке 11, как минимум три года из них он помогает дяде Коле Удальцову, штатному трактористу, ухаживать за машиной. Благодаря Удальцову и этому железу парень выбросил из головы мысль сбежать из интерната. А ведь, признается, поначалу не собирался здесь задерживаться.
Вот он бежит вприпрыжку впереди меня, показывая путь к коровнику. Черноголовый, вихрастый, чумазый, только что с поля. В Красногородской школе-интернате, что на юге Псковской области, свое подсобное хозяйство в 200 га, включающее учебно-опытный участок, фермы и целый парк спецтехники. Расположен интернат в сосновом бору. На его территории учебный и три спальных корпуса, мастерские для девочек (швейная) и ребят (столярная, слесарная). А еще секции металлообработки и художественной обработки древесины, два спортивных зала, стадион. И автоклассы для старшеклассников, по окончании которых воспитанники получают права на управление мотоциклом, сельхозтехникой и автомобилем.
Давным давно, в
— Наши воспитанники — в основном дети-сироты, от 8 до 18 лет, — объясняет директор школы-интерната Елена Зуева. — Представление об окружающем мире у них, как правило, скудное, искаженное, к самостоятельной жизни они мало приспособлены. Работая же с малых лет на нашем опытном хозяйстве с наставниками, они и к труду приучаются, и азы профессии получают — овощевода, животновода, тракториста, водителя. С таким багажом уже не пропадешь.
С ухоженного поля, раскинувшегося сразу за спальными корпусами, поднимаемся на пригорок, к теплицам. Все растет и колосится! Недавно у ребят появились новые шефы из псковского «Зеленхоза» — теперь они учатся выращивать декоративные кустарники, цветы, деревца. Очень перспективная по нынешним временам специализация. К слову, обучение — что в цветоводстве, что в овощеводстве — идет по всем правилам агротехнологии. Так что не стоит дивиться красавцам-огурцам и крупной, с тыкву, свекле.
Себя кормят (на зиму — всевозможные разносолы собственного консервирования), еще и на продажу остается. Покупатели довольны и качеством, и ценами. Зарплатой это назвать трудно, но
Насчет «эксплуатации детского труда» я, конечно, не могла не спросить. Здесь все строго. В пятых классах предусмотрено 32 часа «трудотерапии», в основном в поле на прополке. В старших — до 120 часов, включая ферму. У малышей практика ознакомительная. Но им не возбраняется получить свой участочек и попытаться что-то на нем вырастить под приглядом старшеклассников и педагога-агронома Елены Ивановой.
На фермах (тут их две, свиноводческая и для крупного рогатого скота) познакомилась с симпатичным пареньком. Валере Дашечкину 19 лет, он уже отслужил срочную в армии. Красногородскую школу-интернат окончил полтора года назад.
— Провел тут четыре лучших пока года, — рассказывает он о себе. — Демобилизовался — и сразу сюда, помочь ребятам. У меня ведь есть права на вождение трактора, а работы в хозяйстве всегда хватает. Теперь вот собираюсь в Псков, учиться в сельхозтехникуме. Давно решил.
Хорошая школа, хорошие люди. И цель в жизни есть. Что еще надо человеку, вступающему на свою дорогу? Об этом думаю, вспоминая своих новых знакомых. И будущего тракториста Вову Иванова, и своего коллегу Федю Князева, решившего стать, как он признался, «журналистом, но от земли», и десятиклассницу Свету Голубеву, готовую ночевать на ферме, если хворают телята...
А еще говорят, трудно теперь найти молодых людей, склонных к работе на земле. Не там ищете!