РУСТАМ ИБРАГИМБЕКОВ: "ФИЛЬМ ЗАКОНЧИТСЯ ТЕМ, ЧТО СУХОВ НАЙДЕТ В ПЕСКАХ ГОЛОВУ САИДА"

Началась работа над новым сериалом "Белое солнце пустыни. Начало". На международном телекинофоруме "Вместе" в Ялте в составе жюри был культовый сценарист Рустам Ибрагимбеков. Рустам Ибрагимович рассказал корреспонденту "Труда" о новом проекте.

- Рустам Ибрагимович, это правда, что вы собираетесь снимать продолжение "Белого солнца пустыни"?
- Не совсем. Это будет не продолжение, а наоборот - предыстория (приквел). Название картины - "Белое солнце пустыни. Начало". Она расскажет о том, что с героями происходило до событий фильма "Белое солнце пустыни": о взаимоотношениях Сухова и Катерины Матвеевны, о том, как они встретились и полюбили друг друга, как он попал в Среднюю Азию. Зритель увидит, какими были отношения Абдуллы и его гарема. А закончится восьмисерийный фильм тем, что Сухов найдет в песках голову Саида . Картина "Белое солнце пустыни" популярна среди зрителей несколько поколений, и, уверен, им всем будет интересно подробнее узнать о полюбившихся героях. Но сериал не претендует на сравнение с фильмом. Это будет самостоятельное произведение со своими жанровыми и стилистическими особенностями.
- Но тем не менее молодой Сухов будет похож на актера Анатолия Кузнецова?
- Он не столько похож на Кузнецова, сколько соответствует представлениям о былинном сказочном русском народном герое. К сожалению, по понятным соображениям не удаст-ся снять никого из актеров, игравших в фильме.
- В сериале мы увидим каких-нибудь нынешних звезд?
- Звезд не будет. В такой картине нельзя снимать медийные лица. Кастинг еще не завершен. Есть несколько хороших кандидатур на роль Сухова.
- Кто режиссер нового сериала?
- Дал согласие один из самых ярких режиссеров бывшего СССР Юсуп Разыков. Вместе мы еще не работали, но он, как и я, человек, взращенный на русской культуре, и это нас сближает.
- Сценарий вы написали уже без соавторства с Ежовым?
- Несколько лет назад мы с Валентином Ивановичем написали роман "Белое солнце пустыни", который был опубликован издательством "Вагриус". По этому роману сделан сценарий сериала.
- И все же - что будет роднить сериал с тем "Белым солнцем пустыни" Мотыля?
- У нас будут те же персонажи: Абдулла, Саид, Джавгет, Катерина Матвеевна и другие. Как и в том фильме, герой будет побеждать не умением метко стрелять, а прежде всего смекалкой. Это будет история человека, который хочет мирной жизни и любви, а Родина и некие жесткие обстоятельства бросают его с одного фронта на другой и все время требуют отдать жизнь. Будем стараться, чтобы музыку снова написал замечательный композитор Исаак Шварц.
- На каком телеканале фильм увидит свет?
- Ведем переговоры с Первым каналом.
- Как вы относитесь к тому, что стало модным снимать продолжения фильмов?
- Однажды директор "Мосфильма" Николай Трофимович Сизов приехал в Америку, и Френсис Форд Коппола показал ему своего "Крестного отца". Сизов сказал ему: "Если бы у меня был такой фильм, я бы обязательно снял продолжение". В результате Коппола снял и продолжение , и приквел. Мне кажется, его затея удалась. Но такое получается редко.
- Как вам удалось избежать соблазна написать сценарий для "Утомленных солнцем-2"?
- С Никитой Михалковым меня связывают десятилетия совместного творчества и дружеских отношений. С конца 90-х годов у нас возникло несовпадение во взглядах, связанных с нашей, его и моей, общественной деятельностью. Михалков возглавил Союз кинематографистов России, и интересы всех других союзов бывших стран СССР стали ему безразличны. В результате возникло серьезное противостояние между СК России и другими союзами. Но я всегда умел разделять человеческие отношения и рабочие, поэтому по-прежнему остаюсь верен нашей дружбе. Вспоминаю, как один мой товарищ сказал другому: "Ты пытаешься со мной поссориться, но у тебя ничего не получится - я потратил на тебя 30 лет жизни, и я свои 30 лет никуда не выброшу".
Что касается моего неучастия в работе над сценарием "Утомленных солнцем-2", то для соавторства как минимум необходимо близкое чувство юмора - то, что кажется смешным тебе и твоему соавтору. Второе нобходимое условие - отсутствие жадности на придуманное: и Никита, и я легко отказывались от своих придумок, если они не нравились кому-то из нас. Надеюсь, что нам удалось сохранить эти качества, но, к моему величайшему сожалению, придуманные нами главные герои "Утомленных солнцем" погибли по нашей воле. Никита считает, что это обстоятельство можно преодолеть и оживить их в продолжении фильма. Я с этим не согласился.
- Сегодня действительно дефицит хороших сценариев?
- Качество сценариев и пригодность их к производству определяют современные продюсеры. Они добывают деньги, и им нужны сценарии, которые могут сразу вернуть все из затраты.
К примеру, я имею отношение к картине "Александр Невский" как художественный руководитель и продюсер. Этот фильм с удовольствием взяли и прокатчики, и руководство телеканалов, его выпустили ДВД, его купили 25 стран, и связано это с тем, что качество фильма гарантирует интерес большой зрительской аудитории. Ну а что делать, когда хочешь создать картину, не претендующую на широкий успех и кассовые сборы, но потенциально обладающую высокими художественными качествами? В этих случаях даже самый замечательный сценарий наших сегодняшних продюсеров не интересует.
ДОСЬЕ
Рустам Ибрагимбеков, Сценарист, продюсер
Родился в Баку 5 февраля 1939 года. Окончил Высшие курсы сценаристов и Высшие режиссерские курсы. В общей сложности Ибрагимбеков написал более 50 сценариев. Фильм "Белое солнце пустыни" (1969) стал культовой картиной. Именно по сценарию Ибрагимбекова Никита Михалков снял свой дебютный фильм "Спокойный день в конце войны" (1970). Затем последовали: "Урга, территория любви" (1991, "Золотой лев" Венецианского кинофестиваля, премия "Феликс", Госпремия РФ), "Утомленные солнцем" (1994, высшая награда Каннского кинофестиваля, премия "Оскар", Госпремия РФ) и "Сибирский цирюльник" (1998). С 1989 года занимается продюсерской деятельностью: "Такси-блюз" (1989), "Дюба-Дюба" (1990), "Увидеть Париж и умереть", "Кочевник" (2004). В 1999 году Ибрагимбеков был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени, а в 2000-м получил одну из высших наград Франции, став командором Ордена искусств и литературы.