Речь шла о первом заместителе председателя Центробанка РФ господине Улюкаеве. Возвращаясь с экономического форума "Кубань-2006", где он трудился и отдыхал вместе с супругой, Алексей Валентинович не сумел обеспечить ей место за 15 с лишним тысяч рублей в бизнес-классе самолета. Позволить жене добираться до дома с простыми смертными он, видимо, не мог. Решать вопрос о пересадке супруги в бизнес-класс госчиновник отправился к командиру воздушного судна. Нам неизвестно, в каких интонациях чиновник настаивал на своем, но в результате командир экипажа вышел из себя и потребовал: "Или сходит Улюкаев, или никто никуда не летит!" И три с лишним сотни пассажиров Ил-86 были вынуждены покинуть самолет и вернуться в сочинский аэропорт.
Примерно через час аэробус все-таки взял курс на Москву. Но уже без господина Улюкаева. По некоторым сведениям, его вместе с супругой увез чартер министра экономического развития Германа Грефа, любезно согласившегося приютить у себя на борту разлученную "Аэрофлотом" пару.
Мы попытались вчера выяснить подробности инцидента. По месту службы г-на Улюкаева нас горячо заверили, что ничего подобного с первым замом главы Центробанка случиться не могло: "Поймите, такой выдержанный человек не мог устроить в самолете скандал! Мы, кстати, не исключаем, что скандал вокруг Улюкаева мог кто-то "заказать" (заметим, что наши собеседники в Центробанке наотрез отказались сообщить свои фамилии).
Эта история вполне могла бы сойти за чью-то злую выдумку, направленную на дискредитацию видного топ-менеджера, если бы была единичной. Увы, барство отечественной элиты давно перешло все разумные пределы: дебоши и разборки на борту самолетов устраивают и федеральные политики, и российские градоначальники. Так, в компании "Эр Франс" персоной нон грата является мэр одного из крупных поволжских городов, спьяну учинивший потасовку в салоне. А в "Аэрофлоте" до сих пор помнят инцидент с Ириной Хакамадой. Та, возвращаясь из служебной командировки из Лондона (куда летала за государственный счет), вынуждена была сесть не в привычный для нее бизнес-салон, а в эконом-класс со своими избирателями. Долго возмущалась по этому поводу и даже написала жалобу в Генпрокуратуру.
Владимир Жириновский, презентуя Америке свой очередной литературный труд "Иван, запахни душу!", жестоко "пострадал" от авиакомпании "Дельта", разбившей ящик именной водки "Жириновский". А ведь ее распитие должно было стать гвоздем встречи с зарубежным электоратом! Под натиском эмоций Владимир Вольфович грозился вчинить небрежному авиаперевозчику иск в размере трех тысяч долларов. По его требованию полиция и работники аэропорта вели многочасовое дознание, из-за чего задержали даже выдачу багажа его попутчикам...
Увы, в подобных инцидентах неминуемо страдают рядовые граждане, имевшие несчастье взять билет на тот же рейс, что и высокопоставленные пассажиры. Байство наших чиновников доходит до того, что даже чартерный рейс, арендованный под правительственную делегацию во главе с одним из вице-премьеров, откладывают на пару часов, чтобы тот вдоволь наигрался в футбол...
Так нужно ли продолжать все эти показушные игры в демократию или, может, честнее законодательно закрепить за властями предержащими право на спецборт, номера с флажком и прочие привилегии? Пусть тешат свое самолюбие, лишь бы нам не мешали! Тем более что потребность в тесном общении уже давно напрочь отсутствует с обеих сторон.
ВПЛОТЬ ДО ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ
В Межгосударственном авиационном комитете (МАК) нам сказали, что об инциденте с участием Улюкаевых у них сведений нет. Но в случаях задержки рейсов обязательно составляется протокол, а при необходимости вызываются секьюрити.
Владимир Кофман, советник МАК:
- Если кто-то рвется в кабину пилота, экипаж вправе посадить самолет, сдать нарушителя властям, меры могут быть жесткими - вплоть до применения оружия.
У НАС ЧИНОВНИКИ ХОДИЛИ ПО САЛОНУ БОСИКОМ
Людмила Иванова, бывший бортпроводник правительственного авиаотряда:
- Когда мы летали лет 20 назад, все наши пассажиры, включая делегатов партсъездов и чиновников самого высокого ранга, вели себя просто безукоризненно. Я помню, что многие из них даже обувь в салоне снимали и ходили в носках. Кстати, в молодости летал на моем борту и один из нынешних олигархов. Это сегодня он нефтяной воротила, а я его помню щупленьким, скромным пареньком.
Но все же один случай скандала с VIP-персоной у меня был. Однажды мы летели с юга в Москву, и известный тогда диктор телевидения, будучи в нетрезвом состоянии, хамил стюардессе, бузил, ко всем приставал. Мы его не стали сдавать в милицию, но отразили инцидент в отчете о рейсе. Служба бортпроводников по горячим следам связалась с Игорем Кирилловым, и телевизионщики тут же принесли нам свое извинение. А сейчас психология людей сильно изменилась, выставлять напоказ деньги и власть не считается зазорным.
А КАК У НИХ?
Когда министр внутренних дел Франции Николя Саркози в начале сентября отправился за океан, чтобы принять участие в мероприятиях по случаю пятой годовщины нью-йоркской трагедии, он воспользовался обычным рейсовым самолетом. Причем билет для его жены Сесилии был приобретен не на бюджетные, а на его собственные деньги. Это и понятно: для министра и его помощников речь шла о служебной командировке, в то время как супруга министра - частное лицо. Здесь в этой области строго - из-за пустяков никто свою политическую карьеру на карту ставить не будет.
Порядок в деле перемещения государственных лиц во Франции стали наводить где-то в начале 90-х годов прошлого столетия. В то время существовало специальное авиаподразделение ГЛАМ, включавшее в себя несколько самолетов и вертолетов, которые активно использовались как Елисейским дворцом, так и членами правительства. Расходовались десятки миллионов евро налогоплательщиков, что неоднократно становилось предметом ожесточенных перепалок во французском парламенте. В результате авиаподразделение было распущено. Остались лишь аэробус А 319 CJ, а также несколько вертолетов, приписанных к министерству обороны, которыми имеют право, естественно, при исполнении служебных функций, пользоваться президент и премьер-министр.
Ну а министры? В их распоряжении автомобили, предоставленные государством, бесплатные билеты первого класса на железнодорожный транспорт, а во Франции сверхбыстрые поезда ТЖВ (крейсерская скорость - 250 км/час) и, конечно, авиарейсы национальной авиакомпании "Эр Франс". Это, конечно, не значит, что тот или иной министр не может воспользоваться самолетом бизнес-класса. Может, но лишь при острой служебной необходимости, и не государственными "крыльями", а услугами одной из частных авиакомпаний, которая выставит министерству счет, как сделала бы это с любым другим клиентом.