Накануне судьбоносного совещания министр обороны Сергей Иванов познакомил журналистов с объемистым фолиантом, который и составил основу вчерашнего доклада президенту. Что само по себе, бесспорно, стало новым свидетельством все возрастающей беспрецедентной открытости в работе его ведомства. Почему представителей прессы ознакомили с основными материалами совещания раньше президента? Министр пояснил: "Чтобы вы успели все, не торопясь, прочитать и обдумать. А то некоторые любят комментировать то, о чем слыхом не слыхивали".
Вкратце основную идею аналитического документа, ставшего итогом многомесячного труда всех управлений Генштаба и МО РФ, Сергей Иванов сформулировал так: "Впервые за последнее десятилетие мы намерены строить армию не исходя из того, что нам досталось от прежних времен. Главное теперь - создавать боевой механизм для отражения реально существующих угроз национальной безопасности России".
Угроз таких, как известно, множество - от возможного развертывания вблизи наших рубежей крупных недружественных группировок до деятельности прямо или косвенно поддерживаемых из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских бандформирований. Принципиально новое, пожалуй, касается государств СНГ. Дипломатически корректной выглядит формулировка о том, что в случае возникновения в них "внутренней нестабильности как межэтнического, так политического характера... может возникнуть потребность в коррекции Россией принципов военного планирования". Мне представляется, что с генштабовского на обычный язык это можно перевести так: Москва готова вплоть до применения вооруженной силы отстаивать права соотечественников в ближнем зарубежье в случае, если дело где-либо, не дай Господь, дойдет до масштабных межобщинных конфликтов. Вроде тех, что прогремели в свое время в Абхазии или в Приднестровье. Прежде всего вмешательство Российской армии, очевидно, не исключено тогда, когда речь пойдет о массовом и жестоком попрании интересов русскоязычных меньшинств на просторах СНГ.
Отдельная глава документа адресована НАТО. Россия, сказано в ней, рассчитывает "на полное изъятие прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности и из военного планирования, и из политических деклараций" альянса. Однако если этого не произойдет, наша страна готова перестроить и взгляды на применение собственных Вооруженных сил. Включая изменение ядерной стратегии.
Чтобы это не выглядело пустым сотрясением воздуха, надо обладать внушительной военной силой, с которой вынуждены были бы считаться в мире. Пока у нас с этим не очень. Но маршрут повышения боевого потенциала российских Вооруженных сил намечен такой: к 2005 году их сократят с нынешних 1,16 миллиона штыков ровно до миллиона. Из этого числа к 2008 году под ружьем должно быть до 70 процентов контрактников. Планируется непрерывно наращивать интенсивность боевой подготовки. Количество учебных стрельб на полигонах и учений на местности в последнее время выросло в 1,5 раза. В проекте бюджета-2004 на это заложено еще больше, чем прежде, - около 16 процентов оборонных расходов.
Анализ современных вооруженных конфликтов убеждает, что победа над противником ныне достигается не большими массами пехоты и танков, а в основном бесконтактным методом дальнего огневого поражения. Примерно так, как американцы били Саддама Хусейна и в нынешнем году, и во времена "Бури в пустыне". Поэтому главный упор в развитии вооружений МО РФ намерено сделать на разработку высокоточного оружия, комплексов разведки и целеуказания (прежде всего космических), средств радиоэлектронного подавления и автоматизированных систем управления войсками и оружием. В результате, считают военные, доля современных вооружений в войсках к 2010 году вырастет с нынешних 20-30 до 35 процентов. А к 2015 году - до 40-45 процентов. Полная замена теперешних вооружений возможна не ранее 2020-2025 года. Быстрее не позволит состояние российской экономики.