- Ледник Колка, принесший столько бед, в книге обозначается как "бунтующий". Однако его наступление вы предрекали где-то к 2040 году. Что же все-таки случилось?
- Сегодня могу с полной уверенностью утверждать, что толчком послужило какое-то внешнее воздействие за несколько дней до схода ледника. Вполне возможно, что это были военные операции, проводимые в соседних ущельях, а может быть, "бунт" ледника действительно связан с проводившимися в горах киносъемками. По опыту знаю (мне много раз приходилось организовывать разные взрывы, искусственные сходы ледников и лавин для кино), что тола киношники не жалеют. В любом случае естественный срок движения для этого ледника еще не наступил.
- Это не первая катастрофа, связанная с Колкой?
- Нам известно, что, начиная с XIX века, на Колке было три обвала с промежутками в 60 - 70 лет, причем последний случился в 1969 году. В последующие тридцать лет многоснежные и малоснежные зимы на Кавказе чередовались, и масса, готовая к обрушению, не должна была успеть накопиться. Однако ледник не только двинулся, но и шел очень быстро - со скоростью курьерского поезда, только по этой причине люди не успели выйти из опасной зоны. Это свидетельствует о том, что там была вода. Сейчас МЧС проводит необходимые работы, чтобы "спустить воду", но это - устранение последствий, а надо заниматься причиной. Ледники живут своей особой жизнью, которая до конца еще не изучена. Нам необходимо знать балансы, количество льда, чтобы предвидеть его наступления и отступления. Именно он создает селевые потоки и озера, которые потом прорываются, принося, мягко говоря, неприятности ущельям.
Существует специальная система наблюдений за поведением гор. До 90-х годов у нас она тоже была отлажена: на Памире, Кавказе, Тянь-Шане работали стационарные метеостанции, проводились серьезные экспедиции. А сейчас если на весь Кавказ две станции наберется, это уже хорошо.
- И что в итоге?
- А в итоге некому проводить мониторинг, своевременно предупреждать о ледяных обвалах. Президент РФ поручил это министерству Шойгу, но мониторинг - не дело МЧС. Его надо поручить ростовской Гидрометеослужбе, где работают специалисты высокого класса. Считаю, что необходимо восстановить структуры Гидрометеослужбы, выделить ей средства, сделать ее полнокровной и тогда потребовать, чтобы она обеспечивала нужды народного хозяйства. Ведь от нищей Гидрометеослужбы ждать нечего. Сегодня на ее содержание выделяется в 270 (!) раз меньше (в сопоставимых ценах), чем в последние годы советской власти. Метеослужба не может закупать ракеты зондирования, современные радиолокаторы, другую аппаратуру. А ведь при наличии штормооповещения внезапность половодий, например, исключается.
Ежегодно от стихийных бедствий, неблагоприятных метеоусловий отечественная экономика несет огромные убытки, которых можно избежать.
- А сколько средств надо на восстановление метеослужбы?
- Порядка 100 миллионов рублей. Это несоизмеримо с потерями и затратами, которые уходят на ликвидацию последствий всевозможных природных катастроф.
- А кроме Колки на Кавказе есть еще опасные ледники?
- Да, их насчитывается порядка пяти.
- Откуда можно ледниковую катастрофу ожидать в ближайшее время?
- Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать, в каком состоянии сегодня они находятся, необходимо провести мониторинг.
- Есть ли шансы найти хоть кого-то из тех, кого сейчас ищут?
- Думаю, нет. Фрагменты могут отыскаться спустя десятки лет...
- Можно ли спастись от наступления ледника?
- Да. И главное правило - уважать закон гор, как это делали наши предки. Они никогда не селились по пути возможного схождения ледника. Но изменились времена, изменилась память, а природа этого не прощает. Вспомните трагедию в Сванетии (Грузия): в 1986 - 1987 году там было много снега, что спровоцировало снежные обвалы. Все новостройки были снесены, а до двух церквей, которым по триста - четыреста лет, лавины не дошли. Трагические события, связанные со стихийными бедствиями, происходили в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгее, других местах, в районе Сочи на знаменитой Красной Поляне.
- Какие действия, кроме мониторинга и установления метеорологических станций, должно предпринять правительство, чтобы обезопасить население от наступления ледников?
- Надо провести ревизию во всех близкорасположенных к ледникам селениях и запретить проживание людей в опасных зонах. Ведь, несмотря на предупреждения специалистов, люди продолжают строиться в этих местах. В Кабардино-Балкарии, например, на поляне Чегет, где в 1936-м, потом в 1968 году произошли колоссальные обвалы, тридцать-сорок семей построили дома, которые могут быть снесены в ближайшую зиму.