КРЕСТЬЯНИН ОХНУТЬ НЕ УСПЕЛ

"Крестьянам сейчас гораздо проще бросить спичку и сжечь урожай, чем убирать его. Это дешевле!". Так эмоционально зам. главы АПК Курганской области расценивает критическую ситуацию с реализацией богатого урожая, выращенного в регионе. Дело дошло до акций земледельцев, когда в пик уборочной сразу три района на день остановили жатву.

Таким способом крестьяне протестуют против отсутствия государственной зерновой политики и действий посредников, скупающих урожай по цене 600 - 800 рублей за тонну, что вдвое ниже себестоимости. По этой причине ряд хозяйств области, вырастивших приличный урожай, попали под процедуру банкротства. Судебные приставы взялись описывать сельхозтехнику прямо на полях.
Нечто подобное, разве что без забастовок, происходит и в других регионах России. Урожайный год породил неожиданную для России проблему перепроизводства, когда хозяйства лишены возможности продавать зерно по цене, способной окупить затраты. По последним прогнозам Минсельхоза, несмотря на стихийные бедствия на юге страны зерна уже намолочено больше 85 млн. тонн. С учетом переходящих запасов в стране будет 102 млн. тонн, а внутреннее потребление - около 75 млн. тонн. Куда девать "лишний" хлеб, если портовые терминалы в год могут пропустить 5 - 6 млн. тонн? Большой урожай стал головной болью не только для крестьян.
Этой теме правительство России в сентябре посвятило специальное заседание, на котором было решено провести закупочную интервенцию на зерновом рынке. Минфин пообещал выделить 6 млрд. рублей, что в 3 раза больше, чем предусмотрено на 2002 год. Ожидалось, что бюджетный комитет Думы без проволочек поддержит инициативу и даст "добро" на выделение денег из казны. Однако депутаты рекомендовали отклонить законопроект, мотивируя это тем, что в документе недостаточно четко прописан механизм предоставления кредитов и потому средства могут попасть к перекупщикам зерна, а не к производителю.
Проще всего думцев обвинить в нежелании помогать российскому крестьянству. Но напомним, что год назад на закупки зерна в госрезервы было выделено 2 млрд. рублей. Все деньги Минсельхоз не успел потратить, хотя цены отчасти стабилизировать удалось. Тогда в главном выигрыше оказались "особо приближенные" компании, которые занимались интервенциями, и, само собой, перекупщики, "наварившие" на разнице цен солидные барыши.
Неуступчивость депутатов эксперты объясняют просто: несмотря на рыночное происхождение нашей сельхозпродукции (государство на поддержку села в этом году выделило всего 1,5 млрд. долларов), в стране так и не создан полноценный продуктовый рынок. Крестьянин, лишенный выхода на рынок и заключения контрактов под будущий урожай на выгодных ценах, вынужден весной идти к посреднику и принимать его условия.
Специалисты предлагают в срочном порядке развивать портовую инфраструктуру, привести национальные стандарты качества зерна в соответствие с международными, усовершенствовать законодательную базу и активнее привлекать инвестиции в российский АПК. Время также вспомнить, что "перегрев" зернового рынка стал результатом недостаточного внутреннего потребления. Животноводство рухнуло и сейчас потребляет порядка 35 млн. тонн - почти вдвое меньше, чем в 1990 году. Тем более что гораздо выгоднее производить мясо и молоко, чем торговать зерном.