Процесс получения знаний в ней нисколько не отличается от обычного: те же предметы,
классы, парты и тот же звонок. Разница только в учениках, которые носят одинаковую одежду, никогда не опаздывают и никуда не спешат.
Их образованием занимается около пятнадцати педагогов, имеющих за плечами многолетний опыт работы.
- Сильно ваши ученики отличаются от простых школьников? - спрашиваю классного руководителя.
- Ну это как сказать. Бывает, конечно, вопросы задают специфические - сколько водка теперь стоит, что за сигареты на воле курят, на каких иномарках "братва" ездит... Не знаешь, что и ответить. А бывает, наоборот, гордиться своими ребятами начинаешь. "Зона" ведь не только свободы лишает - ее можно сравнить в некотором роде с монастырем, стены которого охраняют человека от многих соблазнов. Недавно, например, привезли нам старые парты из обычной средней школы. Естественно, с надписями всякими и рисунками, которые дети сделали. Простые, заметьте, мальчики и девочки, из благополучных семей. Так наши ученики читали, что на партах нацарапано, - и за голову хватались: они и слов-то подобных, изощренно-непристойных не знают...
Здешние школьники больше любят гуманитарные предметы, вроде истории. А сама школа все чаще исполняет функции учреждения культуры. Интересных собеседников всегда хватает. Приезжают ярославские писатели, недавно был известный поэт Олег Изотов, трижды выступали за последнее время и представители ветеранских организаций. Уже много лет колония дружит с Ярославским театральным институтом, студенты которого тоже проводят тут спектакли, включая дипломные.
По словам директора школы Геннадия Яблонцева, ее посещаемость доходит сейчас до 92 процентов. Заключенные понимают, что выйти на свободу - полдела, а вот работу без аттестата найти вовсе сложно. Поэтому в школе - только семь "второгодников", зато число хорошистов и отличников доходит до половины. Существуют и дополнительные стимулы, подталкивающие зэка к учебе. Те, кто проявляет устойчивый интерес к знаниям, получают различные поощрения. Непременно учитывается прилежность школьников и при решении вопроса об их досрочном освобождении.
Есть, конечно, и трудности, от которых болит голова и у директора школы, и у начальника колонии. Главная беда - дефицит средств. Их и на "простые" школы не хватает, а уж "колониальные" финансируются, похоже, по остаточному принципу. Вот и приходится считать каждую копеечку... В свое время для того, чтобы сводить концы с концами, при колонии был создан Попечительский совет, куда входят заместитель главы Заволжской районной администрации Ярославля, директора нескольких крупных предприятий, другие влиятельные и авторитетные люди. Во многом за счет этого органа, изыскивающего дополнительные ресурсы, живет сегодня вечерняя школа N 21.
Есть у школьников тетради и авторучки, а вот учебников катастрофически не хватает. Вызывает беспокойство педагогов низкий уровень общей грамотности заключенных. Все чаще появляются здесь люди с двумя-тремя классами образования, причем не из глухой провинции, а из той же Москвы. В этом году колония приняла уже полторы сотни заключенных без образовательного минимума - и для них пришлось открыть 7 начальных классов. А есть еще трое, которые и вовсе грамоты не знают...
- Удивительного здесь, впрочем, мало, - комментирует ситуацию Яблонцев. - Ведь колония, как и армия, служит срезом всего общества, его маленьким "зеркалом". Растет преступность, и вместе с ней убывает грамотность. А нам остается только удвоить усилия, чтобы наши ученики выходили из колонии подготовленными к нормальной жизни.