Эта яхта - одна из самых больших в мире и самая большая из построенных на Соломбальской судоверфи. Но не в этом ее уникальность. Норвежский миллионер Сигурд Коатес в начале 90-х годов привез архангельским корабелам фотографии знаменитой британской королевской гоночной яхты и заказал построить "точно такую же". Соломбальцы воссоздали чертежи легендарного парусника по рисункам и снимкам.
...Генеральный директор Соломбальской судоверфи Николай Марченко бодро взбирается сначала по одной деревянной лесенке, прислоненной к борту, затем по следующей. За ним следую я. Без мачты палуба яхты - 37 метров в длину - выглядит непривычно. Собирали ее на месте из испанского тика, причем мастера-испанцы почему-то сами свое творение сложить воедино не смогли. Это удалось сделать соломбальцам.
Палубные надстройки - из красного дерева, мачта - из сосны. Мастер Соломбальской судоверфи Егор Ватлецов рассказывает, что обработкой бортов руководили британцы. Чтобы борта парусника обрели свой нынешний блестящий вид, бригада из шести человек вручную шлифовала их три года.
Каюты - просторные, с высокими потолками и, конечно, всеми удобствами - рассчитаны всего на 16 человек. Элементы отделки кают делались по спецзаказу владельца яхты за рубежом.
Говорят, желающим отправиться на Britannia в круиз (порт приписки яхты - Гибралтар, а курсировать она будет по Средиземному морю) придется заплатить примерно 60 тыс. долларов с человека. А стоимость постройки самого судна держится в тайне. Соломбальцы лишь признаются, что построить яхту в Архангельске на порядок дешевле, чем в Европе.
Только вот, когда начинали строить, не предполагали, что главной проблемой станет спуск яхты на воду. В наши дни гигантские яхты не съезжают в родную стихию по деревянным рельсам - стапелям. Чтобы поставить судно на воду, требуется кран, причем плавучий. Если вес парусника без мачты и такелажа около 140 тонн, может, чуть больше, для ее спуска нужен кран как минимум 150-тонный. В Архангельске же сейчас даже "стотонника" не найти, а с автомобильным краном ничего не получится. Правда, репетицию первого этапа спуска на воду все же провели: яхту торжественно выкатывали из цеха на улицу. На этом все и закончилось.
Плавучий кран, который смог бы поднять Britannia и аккуратно поставить на воду, есть в нашей стране только на Севмашпредприятии. Но переговоры с северодвинскими корабелами пока зашли в тупик, несмотря на уникальность заказа. Сумма, которую севмашевцы запросили за 5-дневную аренду машины, по словам генерального директора Соломбальской судоверфи, оказалась сравнимой со стоимостью яхты. В качестве одного из возможных вариантов рассматривается доставка крана из Норвегии. Видимо, это дешевле.
Спускать Britannia на воду надо сейчас. Поставить мачту и такелаж, проверить, как работают двигатель и большинство систем, можно будет только тогда, когда яхта окажется на воде. Уже в сентябре в Белом море, а испытания необходимо проводить именно там, начинается сезон штормов. Пока же невозможно даже предсказать, какими будут ходовые качества яхты.
Кстати, на церемонию спуска Britannia на воду владелец яхты уже пригласил гостей, в том числе и норвежскую королевскую семью.