ДРЕВО ГОНЧАРОВЫХ

В Болгарии, на туристической базе "Нимфа", что неподалеку от Варны, состоялась встреча потомков дворянского рода Гончаровых, из которого вышла и жена Пушкина - Наталья Николаевна. Съезд получился международным: его участники прибыли из Испании, Германии, США, Норвегии, Бельгии, Франции. А собрал их на солнечном черноморском берегу Дмитрий Гончаров, бизнесмен из Болгарии, который уже несколько лет является "предводителем российских дворян" в этой стране.

Это - второй съезд. Первый проходил в прошлом году в Испании. Наталья Новосильцова, организатор той встречи, рассказывает, что ее сын завершает составление обновленного генеалогического древа рода Гончаровых. Всего по миру сейчас их разбросано более 80 человек. Теперь они носят разные фамилии: Гончаровы и Новосильцовы, Шлиппе и Челищевы, Вергуны - за два века переплелись с другими российскими эмигрантскими семьями.
Скоро эту любопытную схему получит каждый представитель рода.
Итак, род Гончаровых.
Основателем считается Афанасий Абрамович Гончаров, один из пионеров русской промышленности, крестьянин-самородок. Он обратил на себя внимание Петра Великого, основав первый завод по изготовлению полотна для парусов. Доходы Гончаровых баснословно увеличивались до рождения другого Афанасия - деда Натальи Николаевны. Вот он - единственный сын, баловень и раб собственных страстей, заботился лишь о том, как пышнее обставить свою жизнь. Так что довольно скоро мешки, туго набитые деньгами, отошли в область преданий. Он был женат на Надежде Платоновне, урожденной Мусиной-Пушкиной. А сын, Николай Афанасьевич, встретил в аристократических гостиных Наталью Ивановну Загряжскую, славившуюся редкой красотой. После свадьбы Гончаровы отказались от праздной столичной жизни и переселились на Полотняные Заводы в Калужской губернии, начав наводить порядок на производстве и в семейных финансах. У них было три дочери: Наталья, Александра и Екатерина. Наталья Николаевна Гончарова родилась 27 августа 1812 года, а 19 февраля 1831 года стала женой Александра Сергеевича Пушкина.
Когда смотришь на устроителя нынешней встречи Дмитрия Гончарова и его сына Бориса - оба худощавые, ростом под 190 сантиметров, - невольно думаешь, что примерно такими же описывали современники первых мужчин из рода Гончаровых середины XVIII века.
- Конечно, - говорит Дмитрий, - мы пытаемся отыскать в себе черты и основателя династии Афанасия Гончарова, предка Натальи Николаевны, и ее самой, первой московской красавицы, покорившей сердце великого поэта. Мы стараемся поддерживать традиции нашего дворянского рода, ставшего одним из знаковых в российской культуре и истории...
Правда, богачами нынешние зарубежные Гончаровы не стали. В основном это люди среднего достатка. Так что очень к месту кто-то вспомнил - близко к тексту - строчки из письма Пушкина к Наталье Николаевне: "Деньги кончаются. Попроси брата Дмитрия, чтобы прислал еще из прибыли Полотняного Завода. Сейчас пишу о Емельяне Пугачеве. Там есть такой ловкий Хлопуша, так что прошу: стань моей Хло-Пушкиной".
Ксения Эммануиловна Шлиппе тут же напомнила строчки уже из другого письма - Натальи Николаевны к ее второму мужу Ланскому из Германии: "Вот я и в Годесберге. Городок очарователен. Но в глубине души такая печаль. Это настоящая тоска по родине. Лучший воздух для меня - это воздух родины".
- Мы тоже живем в Германии, под Мюнхеном, - сказала Ксения Эммануиловна, - и хотим, чтобы в России знали, что нас много - тех, кто не видел России, но ее любит.
Ее дочь, Екатерина Шлиппе, психотерапевт, разумеется, не удержалась, чтобы не поразмышлять о человеческих бедах и стрессах. Среди ее пациентов - люди разных национальностей, и она убедилась, что счастья и любви все хотят одинаково. А представитель уже третьего поколения - ее старший сын Матвей Шлиппе - взял гитару, и вся компания запела для начала "Солдатушки, браво-ребятушки", а потом традиционные "Очи черные".
После чего Наталья Новосильцева вновь вернула всех в XYIII век, в Ярополец, подмосковное имение Загряжских, где в 1785 году родилась девочка Наталья, впоследствии ставшая матерью уже пушкинской Натали. В 1807 году Наталья Ивановна, тогда фрейлина императрицы, была выдана замуж за Николая Гончарова.
- Нам бы всем надо иметь изображение и родового герба Загряжских, - с обычным для нее энтузиазмом заявила Новосильцова. - Тем, кто подзабыл, напомню, что в центре его на щите, имеющем красное поле, изображены два золотых колчана, один из которых - со стрелами, и курильница с выходящим из нее дымом. Щит увенчан шлемом с короной, который держат два льва. Дан был этот герб потомкам Антона Загряжского, служившего наместником великого князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. И в российском гербовнике сказано, что они верно служили российскому престолу наместниками, воеводами, посланниками, и жалованы были от государей поместьями...
Такая неожиданная вышла лекция по истории. А сестра Натальи Ирина тут же размечталась: провести бы следующую встречу в России: в Полотняном Заводе - имении Гончаровых, или в Яропольце - имении Загряжских. И мне подумалось: в самом деле, стоило бы администрации Калужской области (Полотняный Завод) и Волоколамского района в Подмосковье (Ярополец) пригласить их в гости. Накладно не будет: за проживание на туристической базе в Болгарии каждый из них платил за себя сам.
А вот представители отечественной ветви гончаровского рода в этом году в Варну, к сожалению, добраться не смогли...