ЧЕРНОБЫЛЬСКИЕ ЧАСЫ

Аспирантка Анна Скок предлагает заглянуть в микроскоп. Под стеклом зеленая "лужа" с плавающими

Аспирантка Анна Скок предлагает заглянуть в микроскоп. Под стеклом зеленая "лужа" с плавающими мешочками и кружочками, по форме которых ученые безошибочно определяют последствия радиационного загрязнения. Вот нечто похожее на гусеницу - оказывается, так развивается нормальная клетка пыльцы. А вот симметричный мешочек кроет в себе мутацию, природный сбой. Пыльца привезена из лесов Красногорского района Брянской области, где в 1986 году бушевали весенние "чернобыльские вьюги". Жительница села Заборье Надежда Григорьевна Мельникова вспоминает, что тогда, никого не предупредив о смертельной опасности, выгнали народ, в том числе школьников, на весенние поля:
- Тучи черные поплыли, а потом из них розовый град посыпался - вот диво! Дожди шли беспрестанно. На поле полдня поработаешь - веки набухнут и слипаются.
Люди не выдерживали, а что же деревья? В семенах, взятых на опытном участке под Брянском, мутационных отклонений не больше, чем в других российских краях: здесь нет радиационного загрязнения. Но леса юго-западных районов после Чернобыля накопили в себе много неприятных загадок. Десятилетние исследования доктора биологических наук академика Российской академии естественных наук Егора Самошкина можно рассматривать как первый этап изучения судьбы растительного мира. Профессор Брянской инженерно-технологической академии со своими учениками из года в год проводит эксперименты, с помощью которых можно судить о последствиях катастрофы в живом мире:
- Мы исследуем влияние радиации прежде всего на репродуктивную способность древесных растений. Изучение первого поколения, то есть живущего и здравствующего ныне, говорит о том, что существенных отклонений в росте нет. Рыжего леса - такого, как вокруг самого Чернобыля, в Брянской области не было. Хотя уровень радиоактивного загрязнения в иных местах довольно большой - до 40 и более кюри на квадратный километр. Первый удар деревья выдержали, но важно понять, что будет дальше с людьми и природой. Семена первого поколения лесов мы высевали на опытных участках и в чернобыльской зоне, и в чистой. Как же влияет радиация на растения? Выводы настораживают. За последние 12 лет уровень радиации не уменьшился, а в ряде случаев увеличивается. Мутационные изменения в пыльце обнаруживаются гораздо чаще, чем обычно.
Неспециалистам следует напомнить школьные знания, чтобы понять слова профессора. В каждой клетке имеется ядро, в ядре - хромосомы, в которых "записана" наследственная информация. В каждой хромосоме располагается ниточка ДНК, имеющая сложную формулу. Природа определила человеку в каждой клетке 46 хромосом, сосне, лиственнице, ели, дубу - 24. Но это относится лишь к здоровому организму. Радиация провоцирует порочное развитие.
- Кроме того, - говорит профессор, - есть нарушения в строении ДНК. Например, в тройке, состоящей из аденина, тимина и цитозина, один элемент замещается другим. Все эти изменения вредны на 99 процентов, но на 1 могут быть полезны. Потому что появляются совершенно новые в природе организмы, и они могут оказаться лучше, чем уже имеющиеся. За счет мутации идет развитие природы.
Хромосомные нарушения встречались и до Чернобыля, но в чистой зоне их почти вдвое меньше. Ученые ожидали, что с уменьшением радиации будет сокращаться и число природных сбоев, но случилось все наоборот. Надо иметь в виду, что радиация на земле существовала всегда, и природа научилась защищаться от нее. Поскольку деревья растут много лет, порочная клетка может погибнуть, а здоровые будут расти. Тогда сосне или березе ничего не угрожает. Но, к сожалению, радикального уменьшения хромосомных нарушений не наблюдается даже в семенах второго поколения. Это и беспокоит ученых.
Получается, Чернобыль запустил ускоренную эволюцию различных видов деревьев, и к чему она может привести, никто не берется предсказать. Время ускорилось в радиационных лесах, может, в два, а может, в десятки раз. Внешне деревья сегодня нормальны. После катастрофы на атомной станции они меньше росли в высоту, а потом стресс был преодолен, каких-то внешних изменений в росте сейчас не отмечено.
Ученые из Белоруссии, у которых часто бывает Егор Никитич, приходят к похожим результатам. Возможно, изучение растительности окажется полезным и для медицины. У человека ведь тоже отмечен рост хромосомных нарушений.
- Это не только от радиации зависит, - поясняет Самошкин. - Есть химические факторы или, например, стресс, который вреден не только для человека, но даже для растений. Стресс может вызвать нарушения в строении ДНК, что приведет к опасным заболеваниям. Не случайно ведь происходит омоложение неизлечимых болезней. Почему японцы оберегают детей от потрясений? Да все по той же причине. Сам образ жизни уже может быть стрессовым. Бездомный ребенок - уже больной. Более определенные выводы о воздействии радиации можно будет сделать только при постоянном слежении за процессами. Наблюдать нужно и человека, и растения.