- Александр Георгиевич, как пришли к этой экзотической идее презентации района?
- Никакой экзотики. Толчок дал внутренний протест против уныния и даже обреченности. Вот мы со всех сторон слышим: больна экономика, бедствуют старики, все у нас запущено, просвета не видать. Поток негативной информации страшно угнетает. А ведь обществу, чтобы развиваться, нужны нравственные ориентиры и консолидирующая идея, цель...
- Вроде коммунизма или капитализма с человеческим лицом?
- Дело не в идеологемах, не в лозунгах. То шли к коммунизму, а потом лицо нашего капитализма так перекосило, что толком не знаем, куда идти... А почему блуждали? Все вкладывали в "железо", пытались реформировать экономику, забывая про живых людей.
В 1991 году, когда все входили в очередной эксперимент, мы, молодая одинцовская команда, собрались с учеными и попытались методом "мозговой атаки" определить, куда дальше двигаться. В итоге пришли к "крамольной" мысли: деньги, знания, административный ресурс - все надо вкладывать в человека, в работника, в семью. Нас объединила идея здоровья - в широком смысле: социального, экономического, духовного. Эта концепция легла в основу комплексной социальной программы развития района. Собственно говоря, ее выполнение мы сегодня и презентуем.
- Если есть программа, то должны быть и сроки выполнения?
- Сроки ввода есть у объектов, а социальное развитие - это процесс. Вот, скажем, сдали прекрасный наркологический центр, но скоро поняли: только медициной успеха не добиться. Взялись строить поля для мини-футбола, хоккейные коробки, чтобы дети не слонялись по подворотням. Спорт, увлекательный досуг - лучшая профилактика от всякой пагубы. Мы пускаем уникальную лыжероллерную трассу имени Ларисы Лазутиной, сдаем гостиницу при детском Центре хоккея и фигурного катания.
Кроме того, открываем медпункт в Немчиновке, а в Одинцове - пансион семейного воспитания, созданный по инициативе председателя совета благотворительного фонда "Отчий дом" Валентины Бородиной. Он поможет покончить у нас с беспризорностью. Но надо смотреть вперед, ведь каждый год 60 - 80 детей остаются без родителей. Поэтому закладываем еще и социальный центр при Гребневском храме, где найдут приют беспризорные дети и брошенные старики. Идея в том, чтобы они поддерживали друг друга.
А вообще глобальная цель, и это не утопия, - за 5 - 7 лет построить во многом новый город. Здоровый образ жизни не бывает без достойного жилья, душе тесно в убогих "хрущобах". Мы будем сносить двух-трехэтажки, где живут железнодорожники, закладываем новый микрорайон. Область нас поддержала, дав возможность не платить 18 долларов за квадратный метр во внебюджетные фонды. Наш губернатор часто бывает в районе, понимает наши проблемы и поддерживает задумки. А мы со своей стороны выполняем областные целевые программы.
- Строительство требует больших денег. Ищете инвесторов?
- Почти все названные объекты - муниципальные. Что до инвесторов, то на районном уровне в золотой дождь из-за кордона никто не верит. Привлекаем свой, российский капитал. В районе нет нефтяных скважин и золотых приисков, но это не мешает быть привлекательным для бизнеса. У нас зарегистрировано 12 тысяч предприятий - не каждая область столько имеет. А это занятость, заработки, платежи. В прошлом году только налогов в бюджеты разных уровней мы собрали 3 млрд. рублей.
- Вы даете предпринимателям льготы?
- Никогда! Льготы развращают, провоцируют коррупцию. А бизнесмены идут потому, что их не обирают, не ставят палки в колеса.
Пик регистраций пришелся на начало 90-х. Мы тогда заочно изучили опыт Германии и Японии. Первый отвергли с порога, потому что у немцев, как и у нас обычно, надо уйму бумаг собирать. А в Японии достаточно принести паспорт. Ну и мы открыли отдел под вывеской "Предпринимательство", где наши люди, не разгибая спины, занимались оформлением. Каждый желающий приходил утром с паспортом, платил небольшую сумму, а к вечеру получал все бумаги, заверенные подписями и печатями. После это ноу-хау переняли столичные фирмы, помогающие с регистрацией за изрядные комиссионные...
- Одинцовский район престижный, здесь строят коттеджи люди с деньгами. Наверное, и по этой причине местная казна не бедствует?
- В Подмосковье много прекрасных мест - чем хуже Рузский, Наро-Фоминский, Солнечногорский районы? Другое дело, что мы землю бесплатно не отдавали никому, кроме как в бессрочное пользование колхозам и совхозам. А в собственность у нас граждане участки всегда покупали. Эти деньги действительно шли в казну, тратились на социальные объекты.
Но главные наши доходы - от предпринимательства. В районе в основном малый и средний бизнес. В этом году рассчитываем собрать 3,5 миллиарда рублей. А ведь, напомню, на муниципальном уровне осталось 2 процента от налога на прибыль и 10 от подоходного налога. Хотя дело даже не в перераспределении денежных потоков в сторону центра. Вот на днях правительство РФ заявляет, что по итогам полугодия пойдет на "корректировку бюджетов". Деньги давно расписаны, есть решения депутатов - и вдруг за свои просчеты верхи предлагают нам заплатить!
- Вы социальные программы замыкаете на район. Может, есть смысл спуститься ниже - на уровень сельсоветов?
- Знаете, в Одинцовском районе сельские округа уже имели бюджеты. Это вообще моя идеология: самое эффективное управление - экономическое, когда все имеют деньги, никто не сидит на шее у другого. За несколько лет нам 20 округов из 28 удалось вывести на прибыльный уровень. Но не дали эксперимент довести до конца: прокуратура протестами замучила - нельзя по закону иметь бюджет сельскому округу.
Сейчас федеральная власть обсуждает идею: срочно довести бюджеты до уровня деревни. Но ведь это абсурд! Мы в районе не раздавали всем сестрам по серьгам, а постепенно выстраивали экономический механизм, который помогал деньги на местах грамотно освоить. А если средства просто "спустить", то они уйдут, как вода в песок. Я уж не говорю, что придется множить на селе чиновничий аппарат. Зачем? Ведь доказано, что управление эффективно на уровне района, когда город и село в одной упряжке.
- Где черпаете идеи?
- В богатейшей отечественной истории. Российское земство давно открыло, что наш "особый путь" - народотворческое развитие. Не стесняемся и у соседей перенять опыт. По примеру Домодедовского района ввели минимальную оплату труда - сначала 600, а потом 900 рублей. Это рекомендация, но предприниматели ей следуют - таким способом вытесняем "конверты" и нищенские зарплаты. Или вот частность: взялись разбивать скверы с цветочными композициями - это подсмотрели в белгородском городе Губкине. Где видим, что полезно, красивое, то и приносим к себе...
- Похоже, вы счастливый человек, Александр Георгиевич?
- Счастье каждый по-своему понимает. Пессимисты настроены на отрицательные эмоции - их и получают. А я по натуре оптимист. Помню, однажды приехали гости, спрашивают: ты чего на пустырь уставился? Да вот, говорю, смотрю на будущий Детский центр хоккея и фигурного катания, он через два года тут встанет. Ну посмеялись - и уехали. А ледовый дворец - вот он, действует. Недавно был Вячеслав Фетисов - сказал, что нигде таких нет.
Хотя, конечно, бывают обидные моменты. Вот у нас в прошлом году 244 выпускника получили золотые и серебряные медали. Поздравляю их с окончанием школы, спрашиваю, куда дальше. В ответ слышу: "Никуда. Не могут родители заплатить за учебу в столичном вузе". А ведь дети прекрасные, одаренные. И если разобраться, то моя задача как главы района - помочь развиться этим дарованиям. В общем, району нужен центр образования. И я пообещал, что у нас будет свой вуз, где начнем готовить специалистов по муниципальному управлению. Слово держим: корпус уже строится.