- Господин Учида, как вы оцениваете уровень японских инвестиций в Россию?
- Он никак не соответствует потенциалам наших стран. Это печально. Среди 30 тысяч наших компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, всего несколько десятков делают свой бизнес в России. Отчасти это объясняется экономическим спадом в Японии: инвестиционный потенциал предприятий заметно ослаб. Но основная причина в том, что японские предприниматели слабо представляют себе потенциальные возможности сотрудничества с российскими компаниями. Наш бизнес уделяет мало внимания мониторингу деловых возможностей, которые открываются в России.
- Наверное, это не так трудно поправить?
- Не так легко, как кажется. Ведь положительной информации мало, зато негативной много, и это делает свое дело. Часто мелкие и средние японские фирмы воздерживаются от экономических контактов, прочитав в газете статью о неудачном опыте такого сотрудничества какой-нибудь компании с российским предприятием. А рядом, под боком, Китай, Гонконг, где связи налажены, все дешевле. Поэтому представители японских деловых кругов предпочитают рынки азиатских стран, где издержки производства значительно ниже, чем в России.
- Сегодня 45 процентов иностранных инвестиций приходится на столицу, с регионами инвесторы дела почти не имеют. Почему?
- Мое мнение - опять же из-за отсутствия информации. Чтобы вложить деньги, надо представлять потенциал региона. Такую информацию зачастую помогают получить общественные российские организации, которые периодически совместно с местной администрацией и торговой палатой того или иного региона организуют поездки наших бизнесменов по областям и краям. Презентации с участием местных деловых кругов, руководителей дают более адекватное представление об экономических и прочих возможностях.
- Как вы считаете, что может растопить лед недоверия?
- Всяким серьезным инвестициям предшествует этап взаимовыгодной торговли, в ходе которой формируются отношения доверия между партнерами. Пусть это будет не очень впечатляющий результат, но конкретный. Чем больше таких примеров, тем увереннее можно говорить о строительстве долговременного бизнеса и об инвестициях.
- Есть ли признаки того, что деловой климат меняется?
- Минувшей весной Банк Японии заключил соглашение с Внешторгбанком о предоставлении кредита в 60 миллионов долларов для финансирования экспорта машин, оборудования и иных товаров. Соглашение впервые подписано без предоставления гарантий со стороны российского правительства. Это почти революционный прорыв, который наглядно демонстрирует благоприятный настрой в японских деловых кругах.