Субботники входят в моду

2 августа в информационном агентстве «Росбалт» состоялась пресс-конференция «Блогеры против мусора», посвященная всероссийской экологической акции

Идея выросла буквально из одного поста известного блоггера, путешественника и бизнесмена Сергея Доли, огорченного экологичеcкой обстановкой в России. «К сожалению, не все люди в нашей стране приучены не гадить там где живут. Многие выбрасывают мусор прямо себе под ноги», — писал он в своем блоге в LiveJournal, предлагая взяться за эту проблему всем вместе.

И в первый день на пост откликнулись более тысячи человек. Сергей создал сообщество в Живом Журнале, посвященное своей задумке. Есть также специальные группы в «Контакте», «Фейсбуке» и других соцсетях, куда могут вступить желающие принять участие. Информация о проекте быстро разошлась по интернету.

Уже выразили свое желание прийти 6 августа на уборки более 20 тысяч человек. Ожидается, что это будет самая большая гражданская акция блоггеров. «Если хотя бы половина из участников напишет фотоотчет, их увидит огромное количество людей, что может произвести своеобразный бум в интернете», — уверен Сергей.

На настоящий момент подтвердили свое участие более восьмидесяти городов России, Белоруссии и Украины, и каждый день к проекту присоединяются новые города.

Многие активисты не стали дожидаться шестого августа — за три месяца состоялось более 40 субботников в Москве, Краснодаре, Липецке и других городах.

Когда стало понятно, что люди готовы действовать и акция превращается во всероссийскую и даже международную, Сергей нашел партнеров среди коммерческих компаний, занимающих социально активную позицию. Эти компании взяли на себя значительную часть организации акции. Coca-cola, Билайн, Дымов, Лаборатория Касперского и другие займутся вывозом мусора, снабжением активистов инвентарем, водой, аптечками. Специалисты из этих компаний помогут координировать уборки в разных городах. Кроме того, все компании стараются помочь информационно, распространяя информацию о проекте через свои источники. Огромный вклад внесли операторы дорожной рекламы, они сами создали и разместили на дорожных щитах всей страны рекламу акции с призывами присоединяться.

Таким образом, в проекте участвуют и бизнес, и общество и информационные компании. Уникальность ситуации и в том, что ради общего дела объединилась масса экологических движений, таких как «Мусора. Больше. Нет», «Clicr.ru», «WWF», «Эка» и другие.

Причем участников проекта интересует не только проблема чистоты, но и проблемы экологии — мусор, который разлагается длительное время должен быть отправлен на переработку. К сожалению, раздельный сбор мусора будет производиться на этот раз только в трех городах России: Москве, Санкт-Петербурге и Уфе. Собранный пластик будет отправлен на перерабатывающий завод «Пларус», который тоже участвует в проекте.

Кроме того, в рамках экологического проекта пройдет совместная благотворительная акция блогеров и компании «Билайн» — «Подари телефону новую жизнь». Ее цель — собрать ненужные, но еще работающие мобильные телефоны и передать их выпускникам детских домов, пациентам больниц, инвалидам и другим нуждающимся. Ева Ланская, писательница и общественный деятель, обратила внимание на то, что не все вещи, которые уже не нужны, следует выбрасывать. Книжки, старые гаджеты, вещи используемые в быту — могут быть просто необходимы другим. В некоторых детских домах нет даже самых простых вещей, таких как постельное белье или игрушки.

Но далеко не все относятся к акции с одобрением. «В нашей стране к проявлениям гражданской инициативы относятся с недоверием» — считает Сергей. Организаторы заявляют, что акция абсолютно аполитична. «У нас не было такой цели привлечь государственные структуры — сейчас главное попробовать побудить людей к действиям», — рассказывает Сергей Доля.

Однако интерес со стороны государства к проекту есть. Губернаторы Астраханской, Кировской и Амурской областей поддержали акцию в своих городах, и многие федеральные каналы захотели освещать это событие.

В будущем Сергей Доля планирует создать фонд или некоммерческую организацию, занимающуюся проблемами мусора. Тогда активисты смогут действовать уже на новом уровне. Например, разбираться с такими крупными проблемами, как нелегальные свалки или лоббировать направление средств от налога на упаковку, который будет введен в скором времени, на переработку мусора.

Сергей и его партнеры понимают, что единичной акции недостаточно, чтобы изменить отношение россиян к проблемам чистоты. Мало просто убрать мусор. Нужно попытаться сделать так, чтобы улицы оставались чистыми и дальше.

«Я не хочу, чтобы мы вышли все и поработали дворниками, я хочу изменить сознание, менталитет наших граждан». — говорит Сергей Доля. — «Я понимаю, что за одну акцию невозможно изменить менталитет людей. У нас есть шанс, что через некоторое время, когда мы состаримся, мы поймем, что выиграли эту войну».