ОСТОРОЖНО, ЗВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ

Экзотических животных и тропических птиц вовсе не тянет в наши прохладные широты. Но их везут ради удовольствия или наживы - в душных тесных контейнерах. Три четверти незаконно ввозимой живности гибнут в пути. А те, что доживают до границы, становятся заложниками людских преступлений. Куда отправляются с таможенных постов животные-нелегалы, выяснял корреспондент "Труда".

Какого только экзотического зверья не перебывало в подмосковном Чашникове. До недавнего времени весь живой конфискат отправлялся в Центр реабилитации диких животных при биологическом факультете МГУ.
- Мы принимали животных с 2001 года, - рассказывает заместитель директора центра Владимир Деулин. - У таможни не было места для передержки, и помочь попросили МГУ. Деньги периодически выделял московский бюджет.
Попугай Жако не выносит взгляда в упор. Он начинает громко и протяжно кричать. Эта истеричность развилась в долгих поездках. Жако приобрел в Кении русский матрос. Закончив службу, моряк решил забрать птицу домой в Мурманск. Но неправильно оформил документы, и друга конфисковали.
- В арабских, африканских странах в качестве лицензии на вывоз вам могут выдать бесполезную ксерокопию, - говорит Владимир Деулин.
После расставания с наивным хозяином попугай отделался легким неврозом. А вот две плюющиеся ядовитые кобры пострадали намного серьезнее.
- Их вьетнамцы везли себе на обед, и задержали рептилий в ужасном состоянии, - рассказывает Владимир Деулин. - Ребра сломаны, пасти зашиты.
Животные-нелегалы редко отличаются хорошим здоровьем. Особенно когда их везут большими партиями для сбыта.
- Птицам связывают крылья, и они потом начинают болеть. Часто в тесных ящиках утрамбовывают огромное количество животных, которые не проходят никакого карантина. К нам однажды попали 1500 черепашек, у всех оказалась сальмонелла, и все погибли.
Птицы и рептилии - самая популярная живая контрабанда. По данным Федеральной таможенной службы, главными поставщиками нелегального зверья являются Африка и Южная Америка - отсюда везут попугаев, реже обезьян. А также страны Юго-Восточной Азии, где набирают огромные партии змей и черепах.
- Чаще всего их везут через Россию транзитом, - объясняет пресс-секретарь Международного фонда защиты животных IFAW Игорь Беляцкий. - Это сверхприбыльно: черепашка в Азии стоит пять долларов, а в Европе их можно продать за 400.
Русские контрабандисты тоже неплохо наживаются, везут в ту же Юго-Восточную Азию части животных, рога оленя, медвежьи лапы. Целыми и живыми за границу отправляются наши ловчие птицы. В арабские страны, где иметь сокола или кречета - мечта любого шейха. Несколько таких пернатых охотников тоже живут в Чашникове.
- Они сидят тут с 2005 года, - говорит Владимир Деулин. - После задержания таможня передает дело в суд, и до окончания процесса мы не можем ни передать животных в хорошие руки, ни выпустить на природу.
Но и независимо от суда приговор остается прежним - животным деваться некуда. Новых жильцов в Чашниково теперь не принимают - московский бюджет центр больше не финансирует. А на таможне, что удивительно, даже не знают о нем.
- Сложно сказать, куда отправляют изъятых животных, - заявили представители пресс-службы ФТС России. А через неделю мне назвали адрес Центра при IFAW на Лосином острове.
- Этот центр использовался для передержки когда-то давно, - рассказал пресс-секретарь фонда Игорь Беляцкий. - После мы также поддерживали создание центра в Чашникове, надеялись на финансирование государства, но не дождались.
Прекратив финансирование подмосковного центра, государство передало его функции, большую часть животных и деньги на три года некой фирме.
- Какая-то проектно-строительная организация вроде как выиграла конкурс, - говорит Владимир Деулин. - Почему его проиграл наш учебно-научный центр, нам до сих пор непонятно.
Неясно и то, где сейчас находятся вывезенные животные. В столичном департаменте природопользования адрес и телефон новых владельцев назвать так и не смогли. Куда теперь будут отправлять живой конфискат, никому не известно. Хотя на таможне этот вопрос решают легко.
- Мы последнее время особо никого не задерживаем, всех ввозят легально, - говорят здесь.
Даже если это и так, помимо контрафактного зверья хватает и другой бесхозной живности. Медведицу Машу совсем маленькой взял к себе подмосковный фермер. Три года назад, хозяин окончательно спился. Маше повезло, она оставалась в Чашникове за счет средств университета. Но сотни других животных, гибнут, брошенные в неволе.
- Нам часто звонят с просьбами их приютить, - говорит Владимир Деулин. - В департаменте природопользования почему-то продолжают давать наши телефоны. Может, нам удастся найти спонсора. Но пока защита животных нам не по карману.