"МНЕ ТОЖЕ ДО БОЛИ ОБИДНО УРОДСТВО..."

По мнению большинства москвичей, в последние десятилетия лицо их любимого города сильно изменилось. На месте симпатичных московских переулков выросли новые проспекты, спальные районы окольцевали столицу высотками, а транспортный котел готов взорваться от накала страстей. Еще говорят, что скоро снесут все 5-, 9- и даже 16-этажки, а четверть московской застройки перенесут под землю. Сергей Борисович Ткаченко опроверг некоторые слухи и рассказал, что ждет столицу в ближайшем будущем.

- Здравствуйте, Сергей Борисович! Звонит Кристина Федичкина из Белгорода. Слово "генплан" звучит очень уж железобетонно, непоколебимо, что ли... Выбранная вами стратегия вообще как-то меняется, Генплан корректируется?
- Железобетонность, о которой вы говорите, остается только в слове, названии стройматериала, а на деле все несколько иначе. Последний Закон о Генеральном плане города был принят Мосгордумой в 1999 году и как раз предусматривает различные коррективы, актуализацию. Этим и занимается наш институт. Каждый год мы фактически делаем новый Генплан.
- Добрый день, Сергей Борисович! Вас беспокоит Андрей Шубин, преподаватель из Брянска. Мне кажется, земли, парков, аллей и лужаек в Москве с каждым годом все меньше. Не можете же вы, архитекторы, не видеть очевидного: исчезает среда обитания, кругом один монолит?
- Да, это актуальнейшая проблема. Почти на каждом заседании правительства Москвы мэр очень жестко ставит вопрос о сохранности природного комплекса города. Раньше, например, разрешалось вырубать зелень с последующей финансовой компенсацией, потом - дерево за дерево. Новый градостроительный кодекс, который сейчас находится на рассмотрении, запрещает вырубать зеленые насаждения.
- Хочу задать вопрос. Меня зовут Дмитрий Павлович Ахромов. Скажите, зачем строить такой запутанный город? Да еще с этой точечной застройкой, когда здание лепится на здание? Вы что, не видите, что эти нагромождения сильно усложняют жизнь, не говоря уж о вкусе?
- Москва строится последние 800 лет. Стили все время меняются, каждый вызывает свою долю раздражения и у жителей, и у властей. В отношении точечной застройки вы абсолютно правы. Мы сейчас готовим постановление правительства и порядок строительства в Москве по точечной застройке. Мы категорически против той сложившейся порочной практики впихивания в существующую застройку точечных объектов. Это вызывает огромные нарекания жителей и будет скоро запрещено на законодательной основе. Мало того, некоторые коммерческие объекты реально ухудшают среду обитания. Мы реорганизуем сейчас производственные территории, выводим за городскую черту заводы и на их месте, кроме жилья, обязаны разместить не менее 30% зеленых территорий. И никакой точечной застройки! Что касается стиля, то для Москвы, как для столицы крупнейшей страны мира, характерно впитывание всех стилей. Она тем и интересна, и хороша, что в ней есть все. И выживают через 100, 200 лет лучшие образцы. Вот сейчас мы сносим пяти- и девятиэтажки, завтра будем сносить шестнадцатиэтажные здания, это совершенно точно. Не факт, что на их месте вырастут небоскребы. У нас работают специальные группы ученых, историков, искусствоведов, которые специально занимаются вместе с нами перспективным планированием. Например, есть комиссия по сносу, которая рекомендует сохранить или оставить то или иное здание. А тех, кто разрабатывает один стиль, - нет. Хватит нам типовых зданий и микрорайонов. Когда-то это было выходом, но не сейчас. Лично я категорически против одностильности.
- Здравствуйте, Сергей Борисович! Скакунов Олег, житель Южного Бутова, звонит. Слышал, что Лужков вернул на доработку ваш проект градостроительного кодекса Москвы. А чем он ему не понравился?
- Это не так, он как раз понравился. Просто во время обсуждения было столько дополнений, что решили его доработать, что мы уже и сделали. Например, были предложения о правах территорий районов, повышении их роли в градостроительстве, особенно жителей в принятии решений касаемо строительства. Все это мы учли.
- Добрый день! Из Москвы вас беспокоит Артем Фролов. Я живу в "сталинке", на верхнем этаже. Хотел приватизировать часть чердака и кое-что достроить, но сказали: нельзя. А рядом, в новом доме на Щукинской, кто-то целый этаж на крыше отгрохал, по слухам - чиновник из префектуры. Это можно? И как вы к такой самодеятельности относитесь?
- Крайне отрицательно! Я мог бы назвать много адресов, особенно в центре, где это тоже бывало. Потом принимали специальное постановление правительства о разборке незаконно построенных этажей некоторых зданий. Это, конечно, самострой. И если еще пять лет назад кое-кто умудрялся это делать, а потом как-то узаконивал, то сейчас это запрещено в принципе.
- Это "Прямая линия"? Я Игорь Устюжный, на Дмитровке в пробке второй час торчу и звоню вам, чтобы спросить: это когда-нибудь кончится?
- Тяжелейший вопрос, Дмитрий. В Генплане все было заложено, и дороги в первую очередь. Но жилищное, офисное, другое строительство слишком быстро опередило то, что было нашими предшественниками задумано. А я еще напомню вам старую теорию транспортного строительства, когда дороги должны были заканчиваться в микрорайонах, транспортные кольца должны иметь определенное расстояние от жилых кварталов. Да, тогда было много земли, и это можно было себе позволить. И никто не думал, что город так быстро разрастется. Поэтому сегодня дорог не хватает, их нужно примерно столько еще, сколько есть сейчас. Выход? Более эффективно использовать территории железных дорог, перекрыть их специальными конструктивными столами, сделав наверху автодороги и стоянки. Но это послезавтрашний день, а пока - подземное строительство. Уже начали рыть тоннель под Пушкинской площадью, а до 2010 года 15% всего строительства уйдет под землю. Полная реконструкция с точки зрения транспорта ожидает площадь у Белорусского вокзала, идут работы на Ленинградке, профинансирован Звенигородский проспект, дублер Кутузовского проспекта, строительство четвертого транспортного кольца. Сейчас усугубляется ситуация на Соколе. Мы стараемся провести рокады - хордовые направления с запада в обход центра на юго-восток, с северо-запада на восток, обходя кольцо. Но ежегодно Москва прирастает на 350 тысяч автомобилей, и это катастрофа для дорог.
- Здравствуйте! Я Александр Карпенко, предприниматель, живу в Люберцах. Когда наконец проведут метро в Митино и разгрузят Таганско-Краснопресненскую линию? А еще объясните мне, законно ли, что во дворах жильцы цепями отгораживают места для парковки машин? Что будет с парковками дальше?
- Начну с первого. В ближайшие планы заложено финансирование нескольких веток метрополитена, там ваша ветка есть. Будут строиться дополнительные радиальные и кольцевые линии, которые разгрузят отдаленные районы, а еще в проекте - короткое метро, когда поезд будет ездить туда и обратно в пределах нескольких станций. Будут и крупные транспортно-пересадочные узлы, соединяющие все виды городского транспорта. Что касается парковок, то по ракушкам, колышкам и цепям давно принято решение: их будут убирать, это незаконно. Мы ратуем за подземные стоянки и будем их строить.
- Приветствую вас! Владимир Ковалев беспокоит. Я хотел бы вопрос задать по конкретным адресам, можно? Вот улица Лесная, 45 - там собираются строить 22-этажное здание, уже снесли НИИ. Наверное, будут подключаться к старым коммуникациям. Выдержат ли они? Есть ли разрешение на все это? Второе, планируется ли снос жилого дома по ул. Азовской, 37, корп. 3? И еще скажите, что будет с моей любимой Гагаринской площадью?
- Начну с улицы Лесной. Если произведен снос - значит, все законно, потому что за этим пристально следит АТИ, значит, у застройщиков все документы в порядке. Но бороться никогда не поздно, пишите в управу, вызывайте комиссии, к вашему мнению обязаны прислушаться, и у нас уже были случаи, когда закрывали готовый проект из-за недовольства жителей. По улице Азовской пока никаких сносов не планируется. Что касается старых коммуникаций - не волнуйтесь, к ним подключаться в принципе невозможно, потому что они не выдержат новой нагрузки. Новый застройщик обязан все поменять. А по Гагаринской площади у нас есть замечательный проект, который превратит ее в многоуровневое городское пространство. Там будет построено несколько новых зданий, а в прилегающих кварталах - стартовые дома для переселения жителей. После реконструкции самих кварталов они вернутся, потому что, напомню, по закону жителей нельзя отселить за пределы префектуры без их согласия.
- Я из Подольска звоню, Могилев Владимир. Читал, что ваш проект "Москва-Сити" попал в Книгу рекордов Гиннесса из-за своих огромных размеров. Так вы за или против стоэтажных домов? И как вы относитесь к памятникам Церетели? Украшают они столицу или уродуют?
- Генпланом города определено 60 зон, где возможно высотное строительство. При этом мы очень внимательно смотрим геологическую карту Москвы, чтобы не попасть на карсты. На самом деле в Москве очень плохие грунты, и фундаменты этих высоток будут стоить в несколько раз больше, чем в том же Нью-Йорке, где грунты скальные. Но строить у нас можно, и я не боюсь стоэтажных зданий. Правда, это вынужденное решение, единственный на сегодня выход для Москвы, которая быстро растет. В отношении памятников Церетели - иностранцы уже посещают их на экскурсиях как некое московское чудо. Вообще это дело вкуса. В конце концов, если потомки решат, что это плохо, - всегда смогут убрать, ничто не вечно.
- Здравствуйте! Я хотела бы спросить, Сергей Борисович, как вы составляете Генплан, с кем советуетесь? Больно смотреть, как Москве делают одну пластическую операцию за другой. Та же Пушкинская площадь - что там будет? И что нас ждет через 20 лет?
- Генеральный план - это Закон города, который не предусматривает строительство отдельных конкретных домиков, а определяет регламент строительства в целом, по всем направлениям. Это не застывшая структура, а развивающаяся система. Он постоянно подвергается экспертизе. Чтобы иметь объективное мнение, мы входим в Международный градостроительный холдинг, привлекаем ведущих градостроителей мира для консультаций и работы. Наш Генплан 1999 года был планом возможностей. То есть ставилась задача привлечь инвестиции. Сейчас мы за это расплачиваемся, потому что инвесторы стараются попасть в самые интересные места города, что не всегда безболезненно. Наш нынешний Генплан - это стратегия развития Москвы до 2025 года, это план необходимости. Та же идея реконструкции подземного пространства Пушкинской площади возникла из-за необходимости создания бессветофорного движения по Тверской. Здесь было много сомнений - не начнут ли трещать и падать дома, не пойдут ли провалы грунтов? Все обсудив, с учетом возражений жителей мэр решил транспортную проблему путем строительства двух тоннелей и большой автостоянки. Мэр не поддержал предложение о переносе памятника Пушкину, не будет восстанавливаться и снесенный в брежневские времена квартал напротив Макдоналдса, иначе мы потеряем зеленое пространство. Отказались и от идеи восстановления колокольни Страстного монастыря, так как исчезнет сквер у памятника Пушкину. Вот такие планы. Как коренной москвич, я согласен с вами: к сожалению, сейчас пока нельзя гордиться Москвой в полном объеме. Мне тоже иногда до боли обидно видеть на знакомых с детства улочках уродства современной архитектуры. Согласен, в Москве очень много построено зданий, не украшающих город. Но с этим пока ничего невозможно поделать. А если вам и всем читателям "Труда" интересно, что будет завтра, приглашаю на Градостроительную выставку, которая сейчас идет на улице 2-й Брестской, 6. Там мы представили Генеральный план города до 2025 года, вы увидите все своими глазами.
Подготовила