"И КРАСОТУ ЕЕ БОРОВИКОВСКИЙ СПАС"

Жизнь выдающего портретиста екатерининской эпохи окутанa тайной и даже мистикой. Его шедевр - портрет Марии Лопухиной, о котором поэты слагали стихи, - называют русской Моной Лизой: та же загадочная полуулыбка, пленительный взгляд...

Правда, при этом злые языки всегда добавляли, что Боровиковский внес свою лепту в трагическую судьбу прекрасной аристократки, ушедшей в мир иной через четыре года после появления на свет своего живописного двойника. В итоге даже сам художник в конце жизни поверил в то, что его кисть обладает злой силой, и перестал увековечивать людей на своих полотнах. Владимира Боровиковского постигла та же участь, что и его великого земляка писателя Николая Гоголя, который, как известно, погрузился в мистические учения и практически отрекся от своих гениальных произведений.
На открывшейся в эти дни выставке работ художника (Третьяковская галерея на Крымском валу) представлен другой Боровиковский. Художник в конце своей жизни вернулся к тому, с чего начал: к написанию икон (отец художника Лука и все его четыре сына были художниками-иконописцами). Правда, из всего религиозно-церковного наследия мастера уцелела лишь незначительная часть работ. Известно, что в 1932 году вместе с храмами старинного купеческого города Торжка было уничтожено 30 картин кисти Боровиковского. Уничтожен и созданный им иконостас Троицкой церкви Миргорода, где появился на свет художник. Возможно, не дошли бы до нас и портреты кисти Боровиковского, если бы Третьяков заблаговременно не купил их для своей коллекции, в том числе и портрет Марии Лопухиной.
Но, несмотря на все потери и неожиданные повороты судьбы, Владимир Боровиковский остался художником на века. Более того, он стал новатором многих явлений русской живописи. Так, Боровиковский первым изобразил царскую особу, а именно Екатерину Великую, не в парадном костюме, а простоволосую, в домашнем халате (картина "Екатерина Вторая на прогулке в Царскосельском парке"). Живописцу принадлежит открытие жанра сентиментального портрета, ярким образцом которого является все тот же портрет Марии Лопухиной.
Прожив долгую жизнь, художник мог бы написать и портрет Александра Пушкина, но к моменту восхода "солнца русской поэзии" художник покончил со светской живописью и стал вести затворнический образ жизни. Живописец не дожил всего несколько месяцев до судьбоносного для России восстания декабристов. Впрочем, его и так занесли в черные списки "заблудившихся сынов России", приписав ему связи с масонским обществом.
В русской культуре Боровиковский останется в первую очередь певцом красоты русских женщин. Яков Полонский в стихах, посвященных портрету Марии Лопухиной, писал: "Она давно прошла, и нет уже тех глаз,/ и той улыбки нет, что молча выражали/ страданье - тень любви, и мысли - тень печали,/ но красоту ее Боровиковский спас". Только самому Боровиковскому этого было мало. Он всю жизнь мучился: вот если бы ему удалось спасти жизнь Машеньки Лопухиной...
Живописец так никогда и не женился. Он жил скромным отшельником в своей мастерской, а все свои деньги раздавал бедным людям, которые каждую субботу приходили к нему за куском хлеба. В такие часы появлялись наброски портретов простых людей, которые мастер писал для души. До конца своей жизни он не расставался с кистью ни на один день.
И ЭТО ВСЕ О НЕМ
О возможном родстве с художником Боровиковским мы поинтересовались у известного писателя и журналиста Генриха БОРОВИКА (существует версия, что первоначально Боровиковский был Боровиком):
- Скорее всего, с художником Боровиковским мы просто однофамильцы. В те времена для благозвучности многие добавляли себе благородный конец "ский". Что же касается моей фамилии, то, насколько мне известно, ее этимология происходит от хвойного леса. Боровик - это человек, живущий в густом бору и занимающийся лесным промыслом.
Поклонник творчества Боровиковского президент академии художеств Зураб ЦЕРЕТЕЛИ:
- В портретах Боровиковского есть душа, и в этом их величие. Как известно, он особенно любил рисовать женщин и детей в непринужденной обстановке. Таким образом художник хотел поймать и показать внутреннюю красоту человека, его божественную сущность. Пусть героини и герои его портретов оказались не такими счастливыми в своей жизни, как могли бы (это и Лопухина, и Нарышкина, и Павел Первый), но художник показал, как они хотели счастья, как стремились к нему.