КРАСНЫЙ КРЕСТ И ВЫВЕРНУТЫЕ КАРМАНЫ

Ситуация в нашем здравоохранении не улучшается, а ухудшается. Об этом пишут в редакцию многие читатели "Труда". 77-летнюю жительницу подмосковного города Королева Н. (фамилию просила не называть) в начале года поликлиника направила на госпитализацию в кардиологическое отделение городской больницы N 2. В течение двух(!) месяцев она каждое утро с надеждой звонила в больницу, но ответ был один и тот же: "Мест нет". А чувствовала себя больная все хуже. Родные наскребли, в том числе взяв в долг, 43 тысячи рублей и отвезли пожилую женщину в московскую платную клинику. "Черт бы побрал эту так называемую бесплатную медицину!" - в сердцах сказала мне дочь настрадавшейся пациентки.

Зимой многие стационары переполнены, нуждающихся в госпитализации негде размещать. Беда! И немудрено: количество больниц в стране по сравнению с 1992-м уменьшилось на четверть, а число больничных коек сократилось на 360 тысяч. А ведь болеть люди меньше не стали.
В управлении Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС), которое занимается вопросами защиты прав граждан, не скрывают тревожной статистики. В прошлом году в системе ОМС, в страховых медицинских организациях было рассмотрено более 117 тысяч жалоб. В 32 тысячах заявлений речь шла о взимании денег за помощь, оказанную в рамках обязательного медицинского страхования. Из них обоснованными признано 19 691 жалоба, что в 1,8 раза больше, чем в 2005-м. Выходит, работодатели платят налоги на ОМС, кроме того, собираются страховые взносы за неработающих граждан, а потом сам больной должен отдавать деньги за проплаченное уже лечение и процедуры.
Наибольшее количество жалоб на денежные поборы в Кемеровской области, Санкт-Петербурге, Иркутской и Амурской областях, Ставропольском крае... В "Труде" уже сообщалось, что в целом по стране официальные (через кассу) траты россиян на медицинские услуги, восстановление здоровья составили в прошлом году 180 миллиардов рублей. Спрашивается: куда же подевалась "Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи", которую правительство ежегодно утверждает специальным постановлением? Между прочим, на эту программу ассигнуются сотни миллиардов рублей. Где они, куда исчезли? С этими вопросами я обратился к начальнику управления Федерального фонда ОМС Наталье Кравченко, которая готовила документы еще для президента Ельцина, когда решался вопрос о введении обязательного медицинского страхования.
- Деньги на программу госгарантий никуда не исчезли, каждый израсходованный рубль - подчеркиваю, каждый! - жестко контролируется, - уверенно говорит Наталья Александровна. - Могу показать полный расклад. В прошлом году ассигнования из государственных источников на программу государственных гарантий составили 690,7 миллиарда рублей - почти втрое больше, чем в 2001-м. Из этой суммы на долю федеральной казны приходится 117,4 миллиарда, на консолидированные бюджеты регионов - 317,2 миллиарда, а средства системы ОМС составили 256,1.
- Деньги немалые. Как же они израсходованы?
- Строго по назначению. Вот свежие данные, которые еще не публиковались. По программе госгарантий в прошлом году оплачено более миллиарда (1 031,7 миллиона) посещений гражданами поликлиник и амбулаторий. На это израсходовано 145,3 миллиарда рублей. 33,1 миллиона россиян лечились в стационарах. На это по госгарантиям ушло 293,7 миллиарда. А еще расходы на скорую помощь, на дорогостоящие операции на открытом сердце и другие виды высокотехнологичной помощи, на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению... Только на дополнительное лекарственное обеспечение федеральных льготников израсходовано 42,6 миллиарда.
- Если все так замечательно, то почему нарастает поток жалоб? Почему программа бесплатных государственных гарантий не распространилась, например, на 77-летнюю жительницу города Королева?
- А я не говорила, что все у нас замечательно. Я ответила на вопрос, куда были израсходованы деньги, выделенные на программу государственных гарантий. А проблем у нас, несмотря на увеличивающееся финансирование здравоохранения, все еще очень много. И главная из них - не удивляйтесь - нехватка денег.
Когда в 1992 году мы, группа специалистов, разрабатывали систему обязательного медицинского страхования, расчеты показали: чтобы система нормально функционировала, отчисления предприятий и организаций должны составлять 10,7 процента от фонда оплаты труда. И президент Ельцин согласился с этим. 17 августа 1992 года - об этом мало кто знает - Борис Николаевич подписал соответствующий указ, в котором фигурировала цифра 11 процентов. Но были и противники. Когда документ внесли в Верховный Совет, юристы его завалили под разными предлогами. Депутаты и правительственные чиновники, ссылаясь на нехватку денег, предложили временно, на первый квартал 1993 года, установить отчисления в размере 3,6 процента вместо 11, а потом произвести индексацию. При этом планировалось не уменьшать бюджетное финансирование здравоохранения.
Однако все пошло не так. "Временный" паек, к сожалению, растянулся на десять с лишним лет. Более того, бюджетное финансирование сокращалось, и в 1996-м мы обнаружили: реально, с поправкой на инфляцию, денег в отрасли стало меньше, чем в дореформенном 1991-м. Поэтому тогда и решили ввести специальную программу государственных гарантий, включающую все государственные источники финансирования. Впервые она была принята в сентябре 1998 года. Но денег все равно выделялось недостаточно. А в 2005-м соответствующую ставку единого социального налога еще существенно уменьшили - до 2,8 процента вместо 3,6. Правда, в 2006-м ее немного подняли (до 3,1 процента), но все равно этот уровень не может обеспечить нормальное функционирование ни системы ОМС, ни программы госгарантий.
Еще один острый вопрос касается региональных и местных бюджетов. Субъекты Федерации должны перечислять деньги за неработающее население, но, к сожалению, санкции не предусмотрены, и средства выделяются по принципу "кто сколько сможет или захочет". Понятно, денег значительно меньше, чем требуется. Во-вторых, региональные и местные бюджеты обязаны выделять средства напрямую больницам и поликлиникам на коммунальные платежи, приобретение медицинского оборудования, ремонтные работы, строительство. И здесь тоже нередко идут на урезание. В итоге дефицит финансирования территориальных программ госгарантий, рассчитанных, исходя из утвержденных правительством минимальных нормативов, составил огромную сумму - свыше 60 миллиардов рублей. Денег остро не хватало в прошлом году в 65(!) субъектах Федерации.
- Какие регионы испытывают наибольший финансовый дефицит?
- В прошлом году это были республики Южного федерального округа: Ингушетия, Дагестан, Чеченская, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия - Алания, а также Приморский край, Тамбовская и Курганская области, Хакасия. В нынешнем году - Смоленская область, Чувашия, Дагестан, Калмыкия... В общей сложности более 60 регионов...
Уже после беседы с Натальей Кравченко мне удалось раздобыть цифры, которые наводят на серьезные размышления. В прошлом году число посещений муниципальных, региональных поликлиник и амбулаторий, оказывающих медицинскую помощь гражданам в рамках программ государственных гарантий, сократилось по сравнению с 2005-м. Может, россияне стали меньше болеть? Нет, объемы скорой помощи даже увеличились. Почему же это не отразилось на работе поликлиник? Независимые эксперты делают вывод: доступность медицинской помощи снижается, причем в самом сложном положении оказались наименее обеспеченные граждане.
Развитые страны тратят на здравоохранение от 6 до 9 процентов ВВП. В России - только 3,2 процента. По мнению экспертов, финансирование этой сферы в 2006-м должно было составить не 868 миллиардов рублей (средства федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Федерации, системы ОМС), а как минимум 1,3 триллиона. Расчет на 2008 год: потребность - 1,9 триллиона, а планируется в полтора раза меньше. Для увеличения финансирования нужно существенно увеличить норматив расходов в сфере здравоохранения в расчете на одного жителя, а также ставку Единого социального налога, ассигнования из федерального бюджета, усилить помощь дотационным регионам.
Деньги в стране есть, Минфин ломает голову, куда их пристроить? Тем обиднее, что россияне продолжают вымирать, и одна из причин - низкий уровень здравоохранения. Национальный проект "Здоровье" - только первый шаг. Пора двигаться дальше.