ПРОСТО НЕЧЕМ ДЫШАТЬ

Москва - далеко не самый загазованный город. По крайней мере в этом нас хотят уверить столичные власти. Рядовым москвичам дышать от этого не легче - ежегодно 31 тыс. городских предприятий, 13 ТЭЦ, 63 районные теплостанции, 3 млн. автомобилей отправляют в атмосферу около миллиона тонн загрязняющих веществ.

Особенно много в столичном воздухе оксида углерода (угарного газа), оксида и диоксида азота, формальдегида и озона. По мнению экологов, даже кратковременное воздействие оксида азота может вызвать изменения в легких. Оксид углерода вызывает нарушения в работе сердца. Формальдегид раздражает слизистые оболочки и поражает центральную нервную систему человека. Словом, вздохнул полной грудью... и пора бежать в поликлинику. Но больше всего от воздействия вредных примесей страдают дети.
"Конечно, Москва загрязнена неоднородно, - говорит Елена Лезина, специалист "Мосэкомониторинга", ведущего контроль за качеством воздуха в столице. - В спальных районах дышится легче. Даже в Люблино и Марьино, которые расположены близ Капотненского нефтеперерабатывающего завода. Превышение допустимых норм наблюдается только по оксидам азота и крайне редко по оксиду углерода. Но в центре города жить и работать куда опаснее - здесь содержание загрязняющих веществ на 15-30 процентов выше, чем на периферии".
В особой группе риска - сидящие за рулем: на автотрассах в час-пик уровень загрязнения превышает все допустимые нормы. Вообще автомобильные выхлопы стали настоящим бичом мегаполиса - на их долю приходится 83 процента всех выбросов опасных веществ в атмосферу. Самый высокий уровень загрязнения отмечается вдоль крупных трасс - на Кутузовском проспекте, Можайском, Ленинградском, Дмитровском и Хорошевском шоссе.
Несколько снизить уровень загрязнения, возможно, удастся, если будет реализована подписанная недавно столичными властями концепция закона о передвижении автотранспорта. Идеолог нововведения руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин предлагает создать в городе, и в первую очередь в центре, специальные зоны, попасть в которые смогут только по спецпропускам лишь владельцы экологически безопасных автомобилей. Сначала система заработает в экспериментальном режиме в одном из микрорайонов столицы. При въезде в эту зону будут установлены электронные шлагбаумы. Как объяснил главный эколог Москвы, запрет на въезд будет распространяться не только на грузовики, но и на другие "грязные" машины. Исключение будет сделано лишь для автотранспорта пожарных, медучреждений, аварийных служб и, как особо подчеркнул Бочин, автовладельцев из числа местных жителей. Если эксперимент удастся, то шлагбаумы появятся повсюду. По расчетам экологов, эти меры позволят на 10-30 процентов снизить "тяжелую" нагрузку на атмосферу. Впрочем, от концепции до реально работающего закона - огромная дистанция.
Кстати, как утверждает Бочин, никаких предложений о введении платы за проезд по городу не рассматривается. По его словам, лишь один вариант может быть приемлем - введение платы за въезд грузового транспорта в дневное время в центр города.
Руководитель департамента также сообщил, что в Москве в последнее время увеличилось количество машин, технические характеристики которых соответствуют экологическим требованиям. В первую очередь, это иномарки, в том числе и подержанные.
А вот то, что сейчас продается на некоторых столичных АЗС, ни в один бензобак попадать не должно. За последние полгода экологическая милиция оштрафовала 19 АЗС на сумму 3,8 млн. рублей. Но эти штрафы копеечные по сравнению с прибылями от торговли недоброкачественным бензином. Чтобы искоренить проблему, нужно бороться с ней в зародыше. А вот этого столичные чиновники сделать как раз и не могут. На многие автозаправки бензин поставляется из других регионов России, где более жесткие московские экологические требования не действуют.