ШКОЛА С РОДИТЕЛЬСКИМ УКЛОНОМ

Школа, где работает известный в Курской области педагог Анатолий Фищенко, - в поселке под Льговом. В свое время он возник вокруг сахарного завода. Но последние годы завод, выкупленный частной фирмой, почти не работает, сотни семей впали в нищету. Многие подались на заработки в Москву и детей навещают лишь изредка.

- Что хорошего ждать от фактически беспризорных ребят? - сокрушается Фищенко. - Отсюда наркомания, подростковая преступность. В поселке четыре бара, приманивающие детей, а клуб почти не работает. Остается одна надежда - школа.
- Получается, школе приходится выполнять и "семейную" функцию?
- А что делать? Многим детям учителя фактически заменяют родителей. Заботятся, чтобы на них была чистая одежда, чтобы они были пострижены, умыты, накормлены. Я так скажу: если бы школа могла работать круглосуточно, то для многих ребят это было бы спасением.
- В последнее время правительство часто заявляет: школам уделяется больше внимания. Вы это чувствуете?
- Беда, что от слов у нас никак не перейдут к делу. Почему-то не хватает государственной воли, чтобы решить проблему нормального финансирования. Школьные здания ветшают, учебные пособия приходят в негодность, библиотеки оскудели. Держимся за счет энтузиазма и... умения попрошайничать. Нам, например, удалось пополнить библиотечный фонд за счет бесплатных посылок из различных издательств страны - они откликнулись на наши просьбы. Один из местных предпринимателей, выпускник школы, ежегодно дает деньги для подписки на газеты и журналы. А ремонт помещений - за счет родителей. Это ведется еще с советских времен.
- Учительской зарплаты хватает, чтобы сводить концы с концами?
- Нет, конечно. Педагог в провинции вынужден иметь подсобное хозяйство. В наших краях учителя стали засевать поля сахарной свеклой. Осенью они сдают ее на завод и взамен получают сахар. Так сказать, "сладкий паек" после урока. Работа на огороде, в подсобном хозяйстве изматывает. А ведь известно: учитель должен постоянно учиться. Нужно время от времени вырываться из привычной среды, общаться с новым кругом людей, бывать в театре, наконец. Без этого - деградация, угасание преданности профессии. Все чаще педагоги, особенно мужчины, уходят в предпринимательство, чтобы поднять на ноги собственных детей. В итоге у нас очень много учителей пенсионного возраста - замены им нет. В нашей школе, например, сейчас образовалось несколько вакансий, и мы не можем их заполнить.
- Нужна ли школе реформа?
- На мой взгляд, власть пока с этим сама так и не определилась. К счастью, заглохла надуманная идея 12-летнего образования. Но остался единый госэкзамен, где вопросов больше, чем ответов. Мне кажется, нужно менять методики преподавания и, главное, освобождать учителя от материального гнета. Президент в послании к Федеральному Собранию напомнил простую истину: главный капитал страны - ее граждане. А во многом от педагогов зависит, чтобы молодые люди стали "конкурентным капиталом".