Сын Божий отвечает только тогда, когда мы осознаем свое греховное состояние и с глубоким смирением просим Его милости. В такой момент Бог и человек встречаются друг с другом, и Творец примиряется с творением. Вдруг один из преступников перестал глумиться над Христом. Он пристально всматривается в лицо Спасителя и вдруг слышит слова: "Отче, прости им, ибо не знают, что делают" и "Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил меня". Совесть разбойника пробуждается, и он начинает понимать, что рядом с ним невинная жертва, страдающая за грехи других людей. Он вспоминает все свои преступления, разгульную жизнь и, обращаясь к своему приятелю, кричит: "Или ты не боишься Бога, когда сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по нашим делам прииняли; а Он ничего худого не сделал" (Лук, 23:40-41).
Иисус во время земной жизни проповедовал, как "власть имеющий". Народ изумлялся силе Его слов, но тем не менее не узнавал в нем Спасителя. Иисус исцелял больных, очищал прокаженных, слепым давал зрение, воскрешал мертвых, но и этого было недостаточно, чтобы узнать в нем Сына Божьего. Даже Иоанн Креститель, будучи заключен в темницу, в сомнении спрашивал Христа: "Ты ли тот, который должен прийти, или ожидать нам другого?" Возникает вопрос: если люди не узнавали Христа, когда он совершал чудеса, как мог преступник на кресте, глядя на изуродованное тело и лицо Иисуса, узнать в нем Сына Божьего и Царя над живыми и мертвыми? Сцены распятия изображены на полотнах многих великих художников. Церковная символика, кресты на храмах и нательные крестики с распятием знакомы нам с детства. Большинству из нас известно, почему и для чего Иисус умирал на кресте. Мы знаем из Библии, что на третий день Он воскрес.
Этого не знал разбойник. Но он был очевидцем смерти Иисуса и, наблюдая за Ним несколько часов, слыша его последние слова на кресте, обрел живую веру в Спасителя. Это - чудо откровения, потому что "не плоть и кровь" открыли ему Христа, но Отец Небесный. Библия учит, что вера в Иисуса Христа - дар Божий, дающийся всем, кто смиряется перед Богом, осознает свои грехи и раскаивается в них. Получив откровение, что перед ним Сын Божий умирает за его грехи, преступник обращается к Христу: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" (Лук.23:42). В этой просьбе умирающего злодея виден глубокий смысл - он признает наличие Царства Христа и просит не забыть о нем. Преступник вспомнил, как, будучи еще мальчиком, три раза в год ходил в Иерусалим для поклонения в храме. Он знал слова проповедника Екклезиаста: "Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд" (Екл.11:9).
Только человек, сознающий реальность Божественного суда, способен обратиться к Иисусу Христу с такой просьбой: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" "Заступись за меня, - просит разбойник, - когда буду стоять на суде перед Богом. Христос молча выслушивал все издевательства над Ним, но на просьбу кающегося промолчать не мог. Евангелие повествует: "И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лук.23:43). Иисус уверяет разбойника, что его грехи прощены. Бог оказал ему милость и дает ему жизнь вечную по той причине, что он призвал имя Господне. "Всякий, - говорит Библия, - кто призовет имя Господне, - спасется" (Рим.10:13).
Один из преступников, раскаявшийся, примиренный с Богом, умирает с миром в сердце и надеждой на жизнь вечную. Другой умирает в ожесточении и без этой великой надежды. Иисус Христос - Сын Божий и Сын Человеческий - стал посредником между Богом и человеком. Он - единственный шанс на спасение, который Бог дает всему человечеству. Веру в искупительную жертву Христа может получить каждый, кто искренне обратится к Богу в раскаянии. Пусть наша молитва будет похожа на смиренную просьбу грешника: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие твое", и мы, несомненно, услышим в ответ: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю!".