Один из пленных боевиков по фамилии Астамиров подтвердил, что грузинские пограничники знали об осуществленном еще 27 июля прорыве банды через горные перевалы в России и "выполнили обещание этому не препятствовать". Таким образом, появилось новое свидетельство фактического потворствования со стороны официального Тбилиси обосновавшимся в Панкиси разноплеменным шайкам экстремистов, совершающим регулярные набеги на Чечню. Несмотря на очевидную неспособность (или нежелание?) навести порядок на своей земле, все предложения Москвы о совместной антитеррористической операции в злополучном ущелье грузинские власти продолжают отметать с порога. По этому поводу в последние дни уже разгорелась настоящая российско-грузинская дипломатическая баталия. Вот ее последняя сводка. Министерство обороны Грузии весьма резко заявило: "Звучавшие в Москве предложения провести совместную операцию попахивают агрессивностью и на фоне закладывающихся между двумя странами конструктивных отношений не приведут ни к чему доброму".
Но ведь что-то с базами террористов в Грузии делать надо? Возможности самой Грузии в этом деле в Москве оценивают скептически. "Сегодня это разваливающееся государство, оно управляется... руководством, для которого единственный способ поддержать власть - создать видимость внешней угрозы", - считает, например, руководитель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. Его прогноз: "Грузия не способна на серьезную конфронтацию с Россией, поскольку не контролирует ситуацию на большей части своей территории. То, что наблюдаем сейчас, - это простой обмен высказываниями".
Однако по меньшей мере одно серьезное политическое последствие ожесточенной военно-дипломатической перепалки между Москвой и Тбилиси уже видно. Явно напуганный решимостью российских политиков и генералов, президент Грузии Эдуард Шеварднадзе срочно кинулся искать защиты у определенных, благосклонных к его режиму сил Запада. Вчера совет национальной безопасности республики единогласно высказался за скорейшее вступление своей страны в Североатлантический альянс. Государственную программу евроатлантической интеграции специальной комиссии велено готовить в пожарном порядке и представить совбезу уже 1 ноября нынешнего года. Таким образом, на пространстве СНГ появилась вторая после Украины страна, официально объявившая о вступлении в НАТО как о важнейшем внешнеполитическом приоритете.
Только вряд ли в НАТО поспешат раскрыть объятия измученной и разоренной межнациональными конфликтами стране, официальная власть в которой мало что может за окраинами собственной столицы. Россия тоже, видимо, в состоянии осложнить Тбилиси новый политический курс. Об одной из таких возможностей высказался директор российского Института политических исследований Сергей Марков. По его мнению, хотя бы для решения проблемы Панкисского ущелья Россия вполне может пойти на блокирование границы с Грузией, а также на новые серьезные ограничения для приезда ее граждан к нам. Одновременно ввести безвизовый режим для граждан Абхазии и ослабить пограничный контроль на российско-абхазском участке границы. Итогом, по мнению Маркова, станет то, что "стратегический курс Грузии на прорыв в цивилизованное пространство не удастся, а сама эта страна в глазах мирового сообщества станет государством, не способным самостоятельно справиться с ситуацией на своей территории и требующей поэтому международного протектората".
Какое уж тут НАТО...