Столь суровый вердикт, вынесенный одному из руководителей высшего законодательного органа страны и оглашенный на открытом заседании пекинского городского суда N 1 средней инстанции, не оставляет сомнений в решимости властей КНР вести беспощадную борьбу с коррупцией на всех уровнях партийно-государственной власти. И накал этих усилий не ослабевает - с тех пор, как в марте нынешнего года по обвинению в мздоимстве был казнен бывший вице-губернатор восточно-китайской провинции Цзянси Ху Чанцин.
Центральное китайское телевидение показало кадры, снятые на последнем судебном заседании по делу бывшего вице-спикера китайского парламента: одетый в строгий темный костюм Чэн Кэцзе стоит в наручниках в окружении двух полицейских возле таблички с надписью "подсудимый" и безучастно взирает на прокурора, выступающего с обвинительной речью. Высокопоставленному мздоимцу вменяется в вину внушительный перечень должностных преступлений и получение взяток на общую сумму порядка 41 миллиона юаней (около 5 млн. долларов). Все инкриминируемые деяния относятся к периоду 1992 - 1998 годов, когда он занимал должность председателя народного правительства Гуанси-Чжуанского автономного района на юге КНР.
Первые слухи о том, что один из главных законодателей страны сам не в ладах с законом, появились еще в конце прошлого года. Официальное подтверждение последовало в апреле на пресс-конференции центральной комиссии по проверке партийной дисциплины (ЦКПД) - главного органа по борьбе с коррупцией в рядах партгосаппарата. После этого Чэн Кэцзе был изгнан из рядов партии, лишен депутатского мандата и снят с должности парламентского вице-спикера, а его дело передано к производству в Верховную народную прокуратуру.
В ходе расследования, проводившегося следователями из ЦКПД, была вскрыта подноготная перерождения Чэн Кэцзе из образцового аппаратчика в матерого взяточника. Таковой стала его внебрачная связь с некой замужней гражданкой Ли Пин. Оба сговорились не спешить со свадьбой, а для начала развестись каждый со своим супругом и поднакопить деньжат - для сладкой жизни в настоящем и для удачного супружества в будущем.
В должности губернатора Чэн располагал практически неограниченными возможностями набивать карманы - свой и своей подруги. Через посредничество Ли Пин он в обход закона оказывал содействие иным бизнесменам в приобретении земли и недвижимости по заниженным ценам, получении выгодных контрактов и льготных банковских кредитов. Например, в июле 1997 года Чэн Кэцзе "с подачи" любовницы помог местной компании "Гуйлун" выиграть тендер на строительство железнодорожного тоннеля, получив в виде "комиссионных" 1,8 млн. юаней (200 тыс. долларов). Вдобавок он оказал протекцию и приложил руку к продвижению по карьерной лестнице в общей сложности 14 чиновников - разумеется, небезвозмездно.
Доходы, полученные таким образом, коррумпированная парочка тратила в свое удовольствие - в распоряжении следствия оказалась видеопленка, на которой Чэн и Ли азартно крутят рулетку в одном из игорных домов города Макао. А на суде демонстрировался солидный арсенал подарков, полученных сановитым хапугой в виде золотых часов и дорогих ювелирных украшений.
Практически все средства, в том числе и переведенные мздоимцем на счета зарубежных банков, возвращены в казну государства. В течение 10 дней после вынесения приговора Чэн может подать апелляцию в суд высшей инстанции. Однако, по единодушному мнению наблюдателей, шансы на пересмотр приговора и помилование равны нулю. Дело даже не только и не столько в сумме украденных или возвращенных денег - в данном случае речь идет о принципиальной решимости китайского руководства беспощадно искоренять коррупцию в своих собственных рядах. В циркуляре, выпущенном совместно ЦКПД, организационным отделом и отделом пропаганды ЦК КПК, дело Чэн Кэцзе названо "негативным уроком предостережения" в адрес всех нечистых на руку чиновников.