СПАТЬ НА РАБОТЕ? МИЛОСТИ ПРОСИМ

Уинстон Черчилль, "бульдог" среди британских политиков, обладал недюжинной работоспособностью. Никаких особых секретов его выносливости не существовало. Просто отчаянный трудоголик держал в тонусе свою сердечно-сосудистую систему, регулярно принимая водные процедуры. (За ним в командировки даже возили ванну.) А главное - давал отдых центральной нервной системе: днем всегда выкраивал время для сна...

Вот его исповедь: "Когда началась война, мне приходилось спать в течение дня, потому что это был единственный способ выдержать груз моих обязанностей". Этим проверенным средством пользовались и другие гении - Леонардо да Винчи и Томас Эдисон. Наполеон мог заснуть в ходе сражения, чтобы проснуться в нужный момент, к его кульминации. А Брамс, тот и вовсе как-то убаюкался за клавиатурой, сочиняя свою бессмертную колыбельную, сморившую самого творца.
Благотворное воздействие того, что латиноамериканцы нежно именуют "послеобеденной сиестой", доказали ученые Корнельского университета в США. Авторы научного доклада рекомендуют всем компаниям и учреждениям ввести, притом в административном порядке, "сонную" 20-, а еще лучше 30-минутку. Предпочтительно во время перерыва на обед. Они доказывают со ссылкой на многочисленные эксперименты, что таким образом повышается работоспособность людей и снижается возможность ошибки или возникновения такой критической ситуации, когда нельзя избежать несчастного случая на производстве. Тем паче, что человечество столкнулось в последние годы со страшной напастью - хроническим недосыпом.
Если в 1980 году типичный, "средний" американский трудяга вкалывал 1883 часа, то в 1997 году он провел на своем рабочем месте, будь то сборочный конвейер, госпитальная палата или начальственный кабинет, 1966 рабочих часов. Сегодня американец трудится почти на две недели в году больше, чем прежний лидер среди трудоголиков - японец, которому все чаще ставят тревожный диагноз - синдром хронической усталости.
Национальный фонд сна, созданный в 1998 году в Вашингтоне, вычислил параметры бедствия: 56 процентов взрослых американцев жалуются на сонливость в рабочие часы, притом треть из них откровенно признаются, что буквально валятся с ног, хотя и скрывают это. Из 25 миллионов американцев, выходящих в ночную смену, пять миллионов с монотонной регулярностью засыпают на работе. Подсчитали и убытки: внеурочный Морфей обкрадывает Америку каждый год на 18 миллиардов долларов.
"Большинство американцев страдают от недосыпа. Сегодня они спят на 20 процентов меньше, чем во времена, предшествовавшие изобретению Эдисоном электрической лампочки", - констатирует Вильям Энтони, подкрепляющий свои выводы статистикой - еще несколько лет назад средняя рабочая неделя в США была на 7 часов короче. Удлиняется рабочий день, сверхурочные незаметно превращаются из исключения в правило, графики сдачи готовой продукции - от выполнения заказа на плюшевых зайчиков к Рождеству до сдачи газетного репортажа в текущий номер - становятся еще жестче. "Это уже не работа с 9 до 5, а нон-стоп 24 часа в сутки, - резюмирует Джеральд Челенте, - и вы просто не можете поддерживать свою работоспособность в режиме перенакаливания".
Возникло даже движение "За сон после ланча". Профсоюзы готовы требовать включения особого пункта в тексты трудовых договоров с работодателями, которых хотят обязать включить в условия найма обязательство предоставить соответствующий уровень комфорта для дневной сиесты, а именно - подушки, надувные матрацы и другие спальные принадлежности. Есть первые результаты.
Американка Лора Манка, специалист в области "паблик рилейшнз" из одной архитектурной компании в Канзас-Сити, давно не боится попасться на глаза боссу, если вдруг начинает клевать носом. Почувствовав сонливость, она молча встает из-за своего письменного стола и направляется в специальную зону, оборудованную для сна, вернее, для короткой дремы, минут этак на 10-15. Рядом со зданием фирмы на лужайке расположились шатры и палатки, выкрашенные в яркие тона, в бирюзовый и пурпурный. Внутри - койки с одеялами и подушками, защитные матерчатые очки для глаз. Ненавязчиво журчит тихая музыка. Но у изголовья - недремлющий будильник.
Дизайнеры, говорит Лора Манка, вынуждены в силу специфики труда становиться "полуночниками", и они охотно бы восстанавливали силы где-нибудь на кушетке или раскладушке рядом с рабочим местом, а не добирались бы в кромешной тьме до дома только для того, чтобы вскочить с первыми петухами и помчаться обратно к своему пульману. Поэтому Лора Манка в полном восторге от палаточной спальни. Эта счастливая рационализаторская идея (а одновременно в палатках может залечь до 150 человек) пришла в голову жене хозяина компании Карен Гулд, рассуждавшей как заботливая мамаша: "Боже мой, мы просто обязаны найти им место для краткого отдыха, чтобы они не роняли свои сонливые головы прямо на стол, за которым сидят".
Не менее сердобольным оказался Крейг Ярд, владелец металлургической компании в Бристоле, штат Коннектикут, имеющий дело с безостановочным производством. Он подмечал все: "Один парень, работающий в отделе продаж, всегда смежает веки ровно в 1.15. Другой, как ни зайдешь, пребывает в полудреме на своем складе. Одна засыпает прямо на своем офисном столе. Впрочем, она иногда тихо сматывается домой. А в теплое время года приносит с собой шезлонг и после обеда засыпает в нем на улице", - добродушно описывает Ярд привычки своих сотрудников.
Устав от этого сонного царства, бизнесмен решился на революционную перестройку: в новой штаб-квартире его компании, еще только карабкающейся вверх от нулевого цикла, предусмотрена "территория сна", где в каждой комнате расставят эргономические кресла, свет притушат, музыку приглушат, а по стене с журчанием побежит вода... Тут же устроят кафе, где прежде чем приготовить традиционный эликсир бодрости будут обжаривать кофейные зерна, чтобы ароматный запах щекотал ноздри и настраивал отоспавшихся на ударный капиталистический труд.