МИЛЛИОН НА ХАЛЯВУ

Среди телезрителей наверняка найдутся те, кто с изрядным негодованием отреагировал на неожиданную метаморфозу, случившуюся не так давно с одной из самых популярных программ нашего телевидения "Что? Где? Когда?". Была такая игра, где много лет подряд за правильные ответы знатоки получали хорошие книги, достать которые во времена тотального дефицита было нелегко.

Но времена изменились - разумеется, изменилось и телевидение. Игра превратилась в "интеллектуальное казино", ее ведущий и руководитель Владимир Ворошилов получил статус "крупье", а знатоки согласились исполнить роль заправских игроков. Как и положено в казино, принялись играть на деньги. Возмущенные поначалу случившимися переменами зрители, привыкшие считать, что деньги - да еще какие-то шальные, - это зло, охотно вскоре поддались на азартный пафос и привыкли к тем кругленьким суммам, которые участники передачи за какие-нибудь несколько минут мучительного "обдумывания" ответа на вопрос получали из рук щедрых спонсоров. Интеллектуальный труд игроков, совершавшийся на наших глазах, оценивался вполне материальным вознаграждением. А о том, что книга - лучший подарок, легко позабылось.
Вообще многое позабылось. Если еще недавно никто не сомневался в истинности фразы "не в деньгах счастье", то нынче ее значение понятно разве что какому-нибудь донкихотствующему неудачнику. Сегодня на телевидении играют на деньги пуще прежнего. Крутятся без конца рулетки, пестрят в глазах дензнаки, мелькают пачки новеньких купюр, ловко извлеченных из недр респектабельных кейсов. Умозрительное счастье получило вполне конкретный эквивалент. Недаром же на НТВ выходит передача "О, счастливчик!", где, по-видимому, и обозначен тот предел мечтаний, достигнув который победивший участник, кроме денег, будет вознагражден еще и этой восторженно-завистливой оценкой. Можно себе представить, какими аплодисментами и возгласами взорвется студия, когда из рук ведущего победитель получит сакральный кейс с аккуратно упакованным миллионом.
Пока этого не случилось, но, похоже, дело движется в верном направлении. А игра-то, строго говоря, так себе. Ни интеллектуальный блеск, ни особые страсти здесь отнюдь не предусмотрены. Любому более или менее осведомленному человеку, знающему, куда впадает Волга, можно начинать. Если игрокам из ворошиловского "казино", чтобы выстроить свою версию ответа, необходимо было хотя бы в течение нескольких минут "пошевелить извилиной", то в "Счастливчике" и этого не требуется: достаточно ткнуть пальцем... Одним словом, сущая халява, по-другому не скажешь. Остапу Бендеру такое и не снилось. Он-то на свой миллион жизнь положил. А то, что потом в нем же и разочаровался, так нашим гипотетическим миллионщикам подобные рефлексии вряд ли угрожают. Они наверняка знают, на что пойдет вожделенная сумма.
А если кто не знает, то пожалуйста - обращайтесь на РТР, где пошли еще дальше. Новая передача второго канала, задуманная как руководство для начинающих "счастливчиков", так и называется - "Исполнение желаний, или Как потратить миллион". При всей показной прихотливости назвать ее оригинальной нет решительно никаких резонов. Обычное ток-шоу, коих на нашем телевидении хоть пруд пруди. Но если по ТВ зрителей научили, как легко можно заработать миллион, то почему бы не научить и тому, как его потратить?
Пред взором сидящих в студии представителей широких народных масс, коим сегодня требуется немалая изворотливость ума, чтобы добыть лишнюю сотню в свой и без того скудный бюджет, предстают двое энтузиастов-мечтателей. Каждый из них призван высказать заветное желание, для исполнения которого не хватает не менее заветной суммы. При этом им нужно стараться убедить аудиторию в исключительном благородстве своих намерений, чтобы она отдала большинство голосов тому участнику, чья мечта покажется ей наиболее привлекательной.
Надо сказать, что, судя по этой передаче, наш народ, несмотря на современный воинствующий прагматизм, все же отдает предпочтение тем идеям, реализация которых непременно станет благом для общества. Личная корысть как-то не очень укладывается в его коллективистском сознании. Поэтому собравшиеся в студии, от которых зависела судьба представленных желаний, прокатили, например, водителя грузовика, мечтающего заняться шоу-бизнесом, и состоятельную юристку, вознамерившуюся потратить миллион на поездку в город детства. Первый участник, по-видимому, просто не сумел убедить в своих разносторонних способностях, а мечту второй и вовсе сочли за блажь. Не убедила аудиторию и девушка из последней передачи, мечта которой -открыть детский лечебный центр - хоть и содержала общественно полезный пафос, все же показалась утопической. Зато большинство голосов досталось ее оппоненту, мечтающему совершить кругосветное путешествие.
Не берусь объяснить, чем было продиктовано сочувствие аудитории этому довольно легкомысленному желанию. Возможно, сегодня многие грезят тем, чтобы повидать мир. Только реализовать мечту (как и участнику программы) мешает денежный вопрос. А в общем, тут, как верно заметил ведущий Андрей Козлов, произошла победа "личного над общественным"...
Однако какими бы благородными или откровенно эгоистическими ни были намерения участников передачи, ясно одно: на самом деле люди приходят туда только с одной "мечтой" - не прилагая особых усилий, то есть на халяву, получить пресловутый миллион. И надо признать, что именно телевидение так или иначе "сочувствует" этим довольно-таки примитивным "желаниям".