Тем не менее призы Московского международного нашли своих героев. Спас престиж фестиваля польский живой классик Кшиштоф Занусси, который в последний день киносмотра предъявил публике свой новый фильм "Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем". Событием мирового значения картина не стала, но на общем среднем фоне заслуженно получила Золотой приз.
Среди других награжденных работ стоит отметить французскую картину "Взлет" (приз за режиссуру Стиву Суисса и приз за лучшее исполнение мужской роли актеру Клеману Сибони), российскую ленту "Луной был полон сад", отмеченную призом за прекрасный актерский ансамбль (напомним, что роли в этой картине исполняют ветераны экрана Зинаида Шарко, Лев Дуров, Николай Волков). Впрочем, даже премированные работы критикой были встречены в целом с прохладцей.
Но конкурс - это еще не весь фестиваль. Очереди в кассы кинотеатров - убедительное свидетельство того, что зритель начал возвращаться в кино. К тому же на фестивале было что посмотреть. Хотя, заметим, особой заслуги устроителей тут нет - просто наши бойкие прокатчики уже закупили большинство картин, и оргкомитету смотра лишь оставалось договориться с кинокоммерсантами, что оказалось нетрудно, ибо кто же из них откажется от столь мощной рекламы?.. В результате то, что на всех фестивалях мира рассматривается как гарнир, у нас устойчиво стало основным блюдом. В специальных, информационных показах мы увидели новые работы таких выдающихся мастеров, как датчанин Ларс фон Триер ("Танцующая в темноте" с участием знаменитой певицы и, как выяснилось, прекрасной актрисы Бьорк), венгр Иштван Сабо (эпопея "Солнечный свет", посвященная истории страны в ХХ веке)... Добротную экранизацию классической вещи Адама Мицкевича "Пан Тадеуш" представил поляк Анджей Вайда. Особый интерес вызвал "Вишневый сад" патриарха греческого кино Михалиса Какояниса, выполненный, как показалось, с большой любовью к Чехову и пониманием духа его творчества. Ну а соотечественник старейшего режиссера Тео Ангелопулос оказался представлен целой ретроспективой, давшей возможность любителям философски-медитативного кино "оттянуться" на его столь же насыщенных нравственным пафосом, сколь и длинных картинах.
Фестиваль дал представление о мощном пласте азиатского киноискусства - в первую очередь японского и китайского. Одно из самых сильных впечатлений произвел фильм Цзян Вэня "Дьяволы на пороге" (трагикомедия, перерастающая в истинную трагедию о бессмысленности и преступности войны). Примечательны и успехи иранской киношколы - в частности, совсем юной, 22-летней постановщицы картины "Школьная доска" (о кочевой жизни курдов) Самиры Махмальбаф.
Вообще, новых для нас лиц было открыто немало. Это, например, 27-летний ирландец Джон Карни, чья внешне скромная, почти акварельная картина "Парк" с ее обаятельно странной юной героиней показалась одной из самых тонких и одновременно глубоких по нравственному наполнению. Ну а 42-летний англичанин Теренс Гросс, уудя по его "Отелю "Сплендид"", - настоящий мастер черноватого юмора и блистательной аллегории в духе Свифта, где он в чисто британском духе высмеивает страсть ограниченных людей к соблюдению ложного порядка и бессмысленных традиций.
Тема сковывающих норм и свободы стала одной из сквозных на фестивале. Не символично ли, что именно ей посвящен закончивший просмотры 80-минутный скандальный мультик-мюзикл американца Трея Паркера "Южный парк без купюр" с отличными песенками и... бурным фонтаном ненормативной лексики, призванной обозначать "внутреннюю раскрепощенность"?
Конечно, можно погоготать вместе с проказником, можно и поспорить с ним... А вот о том, что традиция Московского кинофестиваля, давшего столько пищи для ума и сердца, достойна продолжения - кажется, спорить не нужно. И хорошо, что праздник, в согласии со специальным президентским указом, отныне стал ежегодным. Вот только хватит ли у его устроителей пороху насыщать программу всякий раз по-настоящему талантливыми картинами? Так, чтобы о принадлежности ММКФ к классу "А" не надо было вновь и вновь напоминать в тоне оправдания.