ПРОЩАНИЕ С ЗАКАВКАЗЬЕМ

Завтра с военной базы в тбилисском пригороде Вазиани на родину отправится первый эшелон с российской боевой техникой. А в минувший понедельник в Тбилиси бронетанковый ремонтный завод превратился в гигантскую гильотину - здесь принялись уничтожать танки, которые из-за большого износа решено не возвращать на родную землю... Так начался процесс сокращения российского военного присутствия в Грузии, превышающего квоты по фланговым ограничениям договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Еще в 1995 году мы считали, что ничего подобного в ближайшие годы не произойдет. Тогда Россия и Грузия подписали соглашение об аренде нашей страной на срок в 25 лет четырех военных баз - в Гудауте (1623 военнослужащих и 123 единицы бронетехники), в Ахалкалаки (2888 военнослужащих и 199 единиц бронетехники), в Батуми (2954 военнослужащих и 435 единиц бронетехники), в Вазиани (1505 военнослужащих и 121 единица бронетехники). Это все, что осталось на территории Грузии от некогда одного из самых мощных в Советском Союзе Закавказского военного округа.
Со стороны Тбилиси, явно ориентирующегося на Запад, это было большой уступкой России. Взамен на берегах Куры, видимо, рассчитывали на активизацию наших усилий по возвращению Абхазии под суверенитет Грузии. Потом, скорее всего, в Тбилиси разочаровались в этих надеждах. А поскольку их парламент соглашение о базах так и не ратифицировал, в ноябре 1999 года в Стамбуле встал вопрос о сокращении российского присутствия в Закавказье. Тем более что в совокупности с войсковой группировкой в Чечне количество наших танков и бронемашин на юге превысило установленный договорами максимум. Но не сокращать же войска в Чечне...
Кроме того, при все более ощутимом напряжении в политических отношениях с Грузией сугубо военное значение наших баз в этой стране стало вызывать сомнения и в Москве. Поэтому Россия легко согласилась почти уйти из Закавказья (еще одна военная база в Армении у нас все же остается, с нею нет никаких проблем). Весь этот процесс, конечно, вызывает одобрение в Вашингтоне. Соединенные Штаты даже взяли на себя обязательства до конца нынешнего года выделить на эти цели 10 миллионов долларов.
Объем предстоящих работ выглядит так. До конца нынешнего года из Грузии в Россию предстоит вывести 244 единицы бронетехники, артиллерийских систем и автомашин. Эшелонами они будут доставлены в Батуми, а дальше морем - в Новороссийск и Туапсе. Еще 116 единиц техники, отслужившей свой срок, порежут на ремонтном заводе в Тбилиси.
К 1 июля 2001 года базы в Вазиани и Гудауте должны быть вообще ликвидированы. И тут возникли сложности. Командующий Группой российских войск в Закавказье генерал-лейтенант Владимир Андреев внезапно заявил, что база в Вазиани - это одно, а находящийся при ней высококлассный военный аэродром, способный принимать тяжелые самолеты, - совсем другое. Базу мы уберем в срок, а вот аэродром оставим за собой до тех пор, пока последний российский солдат не покинет Грузию. Начальник генштаба грузинской армии генерал Джони Пирцхалашвили назвал заявление Андреева "непонятным" и выразил уверенность, что и аэродром Россия отдаст. Хотя чего тут непонятного? Ведь штаб нашей группы войск по-прежнему будет в Тбилиси. И снабжать его возможно только через Вазиани, иначе условия работы будут просто немыслимыми.
Еще сложнее обстоит дело с базами в Батуми и в Ахалкалаки, где тоже сильны сепаратистские настроения. Тбилиси хотелось бы, чтобы и оттуда Россия ушла хотя бы к 31 декабря 2002 года. Москва настаивает на 25-летней аренде. Но любые договоренности могут скорректировать местные власти и жители, для многих из которых эти базы - своеобразный источник существования. И они не раз угрожали, что не допустят ухода оттуда российской армии ни при каких обстоятельствах...