В России хватает фестивалей. Есть и такой - вкусный и веселый
Старинный русский город Кашин по праву можно величать столицей российских кашеваров — фестиваль самого национального блюда страны прошел здесь уже в четвертый раз.
Обитатели Кашина убеждены, что знаменитая поговорка «кашу маслом не испортишь» родилась именно в их краях, потому как стоит он у слияния речки-малютки Кашинки с совсем уж крохой — Масляткой. Правда, к каше название сего населенного пункта отношения не имеет — «кашина» на языке племени меря, жившего тут в древности, означает всего-навсего реку, берега которой густо заросли тростником. Но пословицу, дескать, по городам и весям торговый люд разнес потому, что кашу тут испокон веку варили отменную — на целебной воде. Источники до сих пор исправно поставляют ее городу, и кашу варить здесь не разучились. Вот и решили кашинцы былую известность родному городу вернуть.
Тем более что каша для нашего человека мерило из мерил: и с делом без нее не справишься, и человека по ней узнать можно — с хорошим кашу точно сваришь, а за плохим расхлебывать придется. Предмет национальной гордости? Да, и еще какой! Британия с одной-единственной овсянкой носится, а у России-матушки каш, оказывается, — 193 вида, как раз по числу народов, ее населяющих, и «фирменная» каша у каждого своя. Ничего удивительного, ведь сваренная на воде крупа — самое древнее кулинарное достижение человечества. Так что у Кашинского фестиваля планов — на два века вперед! Каждый год в последнее июньское воскресенье любой желающий может отправиться в увлекательное гастрономическое путешествие, да не за семь верст киселя хлебать, а в Тверскую область — каши, доселе нееданной, отведать (ямщицкую, скажем, или сименуху), в забавах молодецких себя показать или старинному рукомеслу научиться. Уютный, патриархальный, приветливый Кашин каждому гостю рад. Не зря же речка Кашинка обрамляет его веночком-виньеткой в форме сердца.
Эстафету нынешнему — «перловому» — передавал прошлый фестиваль — «гречневый»: в 2015 году была сварена (непременное условие рекорда — в одном котле!) самая большая порция гречневой каши — весом в целую тонну, что и было зафиксировано в Книге рекордов России. Диплом, подтверждающий рекорд, был вручен главе Кашинского района Герману Баландину как раз на церемонии открытия. Ну, а как только «наши западные партнеры» санкции свои бредовые пересмотрят (им же наше продовольственное импортозамещение словно кость в горле), можно будет в пресловутый «Гиннесс» о себе заявить — мировые рекорды кашинцы хоть каждый год устанавливать готовы. И 2016-й исключением не стал.
На сей раз решено было варить «царскую кашу» — любимое лакомство многих русских государей, включая царя Алексея Михайловича, Петра I и Николая II, к коему и сейчас многие государственные мужи неравнодушны.
Другое ее название — «жемчужная». Для царского стола ее варили почти сутки, и в итоге невзрачная в сыром виде крупа сияла, как россыпь настоящего жемчуга, и буквально таяла во рту. При капризной нашей погоде под открытым небом сварить перловку по царским правилам весьма проблематично. Но и за меньшее время можно получить достойный результат, если грамотно за дело взяться. Потому и поручили его известным мастерам аутентичной русской кухни — питерскому гастроному Максиму Сырникову и шеф-повару московского ресторана «Гусятникофф» Антону Прокофьеву.
Колдовали они над внушительного вида котлом объемом 1300 литров (такой еще поискать надо!). 350 кг крупы сначала сутки вымачивали, а потом три часа варили, залив 600 л воды и добавив 30 кг сливочного масла, 10 кг соли и 20 кг сахара. «Ложки», которыми перемешивали — а это тоже надо делать по правилам — рекордную кашу, по размеру не уступали хорошей лопате. К полудню каша была готова, и получившиеся 1100 литров едоки — и свои и пришлые, коих было немало — съели примерно часов за пять. А фестиваль побил свой собственный рекорд, превзойдя «гречневый результат» на целых 87 литров. Впору новую заявку подавать!
Те, кому и «царская» перловка все же не по вкусу, тоже голодными не остались. Можно было и полбу попробовать, ту самую, какую у попа пушкинский Балда требовал, и сладкую гурьевскую кашу, и кашу из «сарацинского пшена», и коливо, главное сладкое блюдо православного Великого поста. Впрочем, не кашей единой удивлял и радовал Кашинский фестиваль — меды и квасы, пряники, блины, пироги: Всего не перечесть — половина Тверской области в Кашин со своими вкусностями нагрянула. Много в русской кухне вкусных блюд, которыми предки наши лакомились, а нам, простецам, только по названиям и ведомы, да и то не всегда. Торопливо поглощающие гамбургеры с хот-догами, мы и понятия не имеем, как вкусны калитки с картошкой, расстегаи или маковники. И беда не столько в том, что едим «не наше», а в том, что в погоне за призрачной удачей, в стремлении непременно быть первым, не чувствуем не только вкуса того, что едим, но и вкуса самой жизни.
Штрихи
26-30 июля в Челябинске — ярмарка «Уральское застолье. Фестиваль молодого меда». Этот мед легче обычного и имеет особый аромат. Еще сюда свозят зимостойкие саженцы земляники, черешни, абрикоса и других культур.
8 августа в Тамани — 17-й фестиваль винограда и вина «Таманская лоза». Именно сюда более 200 лет назад высадились черноморские казаки, положив начало освоению Кубани. Во время праздника местные красавицы встают босыми ногами в огромный чан и давят из винограда сок.
3 сентября на Житной площади подмосковной Коломны — фестиваль «Антоновские яблоки. Плоды». Его первая часть «Цветение» прошла в мае. Публику приглашают насладиться яблочным ароматом и разнообразными вкусами литературного, музыкального и театрального урожая.