От утечки мозгов наша страна может перейти к их кардинальному сокращению
Минфин разработал «Основные направления бюджетной политики на 2016 год и плановый период на 2017-2018 годы», в котором предлагает сокращение бюджетных мест в российских вузах более чем на 100 тысяч мест. Документ уже одобрен на заседании правительства. Ну как же - вот вам еще одна статья экономии!
Финансисты прямо не говорят о сокращении числа студентов, дабы их не обвиняли в ретроградстве, а лишь предлагают поправку в закон «Об образовании в РФ». Там говорится, что на каждые 10 тысяч россиян в возрасте от 17 до 30 лет в стране должно приходиться 800 бюджетных мест в вузах. Минфин считает, что и 750 мест хватит за глаза. А если учесть, что в 2017-м по демографическому прогнозу в стране будет 26 млн человек в возрасте от 17 до 30 лет, то число бюджетных мест с нынешней «поправкой» сократится аж на 130 тысяч - с 2 млн 80 тысяч до 1 млн 950 тысяч.
Посчитаем псевдоэкономический эффект. На подготовку одного студента по технической специальности до звания магистра государство тратит около 800 тысяч рублей. Сократив число бюджетных мест на 130 тысяч, казна сэкономит 104 млрд рублей.
Эти деньги, по задумке Минфина, не попавшие на бюджетные места студенты должны попросить у родителей, заработать или взять кредит в банке. Для Германии или США, где доля среднего класса превышает 60-65%, это нормально. Но в России доля среднего класса, который в состоянии оплачивать университетское образование детей, еле-еле доходит до 25%. Тем не менее доля студентов, обучающихся в вузах на платной основе, в нашей стране уже превысила 50%. При этом в России лишь 69% выпускников школ продолжают свое обучение в высших образовательных учреждениях, а в США - 83%.
Сделаем оговорку: многих наших студентов учат не там и не тому - в итоге в стране перепроизводство юристов и экономистов, а приличного инженера или технолога днем с огнем не сыщешь. Продолжают сокращаться и места применения технических знаний. По данным авторитетного эксперта, завотделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений Якова Миркина, в январе в России был изготовлен всего один (!) трамвай, после чего упоминание о трамваях исчезло из статистических сборников. В апреле выпустили 183 металлорежущих станка, в мае - 167. Для сравнения: в 70-х годах их делали по 20 тысяч ежемесячно.
Год за годом Россия превращается в страну технологического импорта: в станкостроении он составляет более 90%, в электронной промышленности - 80-90%, в легкой промышленности - 70-90%, в фармацевтике и медицинской промышленности - 70-80% (данные Минпромторга).
Без импорта упадет «ниже плинтуса» вся оборонная промышленность, ибо новейшее оборудование, поставляемое на предприятия ОПК, практически полностью оснащено импортным твердосплавным инструментом. Своего уже не делаем, не имеем. И если Россия еще занимает второе место в мире по экспорту вооружения, то нынешние санкции Евросоюза и США способны обезоружить нас за считаные годы - после того, как только что завезенное импортное оборудование потребует профессионального ремонта, а созданный ранее запас запчастей закончится.
Импорт машиностроительной продукции уже начал ежемесячное падение: в апреле - на 46,5%. Страны Азии здесь плохие помощники: они сами закупают (а потом копируют) современное оборудование в Германии и Великобритании, в США и Канаде. Нам от этого в лучшем случае достанутся охвостья.
И так во всем комплексе производства средств производства. Главная беда не в сегодняшнем дне, а в завтрашнем. «Год за годом, в течение 3-6 лет будет нарастать цепная реакция упрощения, утраты способности делать то, что называют высокотехнологичной продукцией», - говорит Яков Миркин. А затем нас ждет технологический коллапс.
Ситуацию нужно срочно исправлять: создавать те самые 25 млн высокотехнологичных рабочих мест и готовить специалистов. Но именно в этот момент Минфин предлагает урезать государственную подготовку кадров высшей квалификации под предлогами их перепроизводства и невостребованности. И тем самым замыкает круг безвыходности: сначала завалили промышленность, теперь сократим подготовку кадров, и через несколько лет поднимать отечественное машиностроение, электронику, химию будет уже некому.
Кстати, кадровые агентства зафиксировали всплеск интереса у молодежи к техническим профессиям, а в инженерных вузах вырос конкурс на бюджетные места. Но финансисты уже взяли прицел и непременно подстрелят эту тенденцию еще на взлете.