Нештатная посадка

Массовые увольнения в российской авиации стали расплатой за системные ошибки 

В пулковской авиакомпании «Россия» в июле сокращают 300 сотрудников, на очереди еще две сотни. В списке на увольнение - технический, обслуживающий персонал. А главное, золотой фонд гражданской авиации - опытные, высококлассные пилоты.

Профсоюз летного состава обратился за защитой в правительство Санкт-Петербурга, владеющее блокирующим пакетом, отправил коллективное письмо президенту России, чей борт номер один в свое время числился в составе «России». Но у руководства головной компании «Аэрофлот» свои резоны: в отрасли кризис, сокращения продиктованы интересами бизнеса. Хотя не прошло и года с тех пор, как крупнейшая российская авиакомпания с помпой объявила набор иностранных пилотов.

Проще всего списать происходящее на антироссийские санкции и падение зарубежных авиаперевозок. Но честнее признать, что отрасль оказалась не просто не готова к этим вызовам. Все как раз происходило с точностью до наоборот, когда почти два десятилетия в погоне за сиюминутной выгодой приносились в жертву стратегические интересы отечественных авиапроизводителей и государства. Именно по этой причине нынешнее падение оказалось таким болезненным.

В конце апреля правление Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта оценило функционирование авиапредприятий в условиях кризиса и пришло к неутешительным выводам. За первый квартал убытки выросли на 1 млрд рублей, что поставило на грань банкротства ряд авиаперевозчиков. По итогам первого полугодия результаты ожидаются также неутешительные.

Победные реляции раздаются только из «Аэрофлота». На собрании акционеров нашего крупнейшего авиаперевозчика отмечалось, что компания добилась оптимальных финансовых результатов в условиях кризисных явлений. По итогам 2014 года выручка группы, куда помимо «Аэрофлота» входят «Россия», «Победа», «Аврора», «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии», увеличилась на 9,9% и составила 319,8 млрд рублей. Отмечена успешная работа по углублению интеграции дочерних компаний и развитию региональных перевозок. А между тем, как видим, в одной из «дочек» «Аэрофлота» ширится скандал. До конца месяца намечено сокращение штата обеспечения полетов выводящихся из эксплуатации шести Ан-148, а затем и персонала, обслуживающего три «Боинга-767», - всего около 500 человек.

Процесс сокращений охватил едва ли не всю отрасль. По данным ФНПР, увольняют персонал компаний «Волга-Днепр», «Московия», «Полет»,»Ямал», «Якутия» и других. «ЮТэйр», к примеру, сокращает 1,5 тысячи человек, в том числе 300 пилотов, «Оренбургские авиалинии» - 700 сотрудников, из них 110 пилотов, а «Барс Аэро» вообще прекращает полеты.

Парадокс в том, что весь прошлый год высокопоставленные чиновники нас уверяли, что в России возник острый дефицит командиров воздушных кораблей. Под эту дудку прошлым летом появился закон, разрешивший набор иностранцев на должности пилотов. Против него аргументированно выступили все известные и авторитетные специалисты отрасли, но их демонстративно не услышали.

Росавиация щедро раздавала авиакомпаниям квоты на прив-лечение зарубежных кадров. Планировалось набрать две сотни командиров воздушных судов из дальнего и ближнего зарубежья. Хотя на внутреннем авиарынке был избыток вторых пилотов, из которых при желании можно было подготовить своих командиров.

В сентябре 2014-го гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев торжественно представил первого иностранного пилота - немца Клауса Дитера Рольфса. Однако не прошло и полугода, как Клаус тихо уволился. В конце зимы в компании летали 30 иностранных пилотов, и планировалось набрать еще 40, но девальвация рубля поставила на этих планах жирный крест. Как нам сообщили в Шереметьевском профсоюзе летного состава, среди написавших заявления об увольнении по собственному желанию - немцы, испанцы, итальянцы. Продолжают летать только 14 чехов.

Но если планы по набору иностранных пилотов рухнули, то курс на избавление от отечественной авиатехники продолжается. По информации пресс-службы «Аэрофлота», который владеет 51% акций «России», приостановка эксплуатации Ан-148 обусловлена тем, что эти машины нерентабельны. Между тем региональная машина Ан-148 наряду с серийным производством и модернизацией дальнемагистральных лайнеров Ил-96 до последнего времени входила в число стратегически значимых проектов для Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО). Причем в ее конструкции используется продукция сотни российских и десятков украинских предприятий. Специалисты «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК) убеждены, что самолет имеет «рекордные показатели налета в сравнении с зарубежными аналогами» - до 400 часов в месяц, к тому же еще до обвала рубля он стоил на 15-20% дешевле зарубежных аналогов. Однако малообъяснимые игры с украинскими партнерами, ссылки на дороговизну, а главное, потеря интереса к машине со стороны российских авиаперевозчиков, по сути, выносят приговор авиастроителям. Если не будет еще заказов со стороны наших госструктур в лице Минобороны и МЧС, то это поставит вопрос о закрытии ВАСО и судьбе 7 тысяч его сотрудников.

Вообще практика снятия с эксплуатации воздушных судов российского производства давно подвергается критике ведущих авиаспециалистов. «Труд» не один раз писал о вреде подобных действий, продиктованных сиюминутными коммерческими интересами. Речь шла о Ту-204, Ил-114 и Ил-96. Вот что сказал о последней машине много лет летавший на ней Владимир Сальников, ныне командир «Суперджета»: «Ил-96 наказали совершенно незаслуженно. У этого лайнера уникальное крыло, какое не снилось ни одному зарубежному аналогу. Просто нашу машину лишили шанса пройти модификацию - подобную тем, что много раз проходил ее аналог - «Боинг-767».

В «Аэрофлоте» обещают предложить персоналу «России» трудоустройство в компаниях группы. В Профсоюзе летного состава России к этому относятся скептически, ссылаясь на опыт сокращения другой «дочки» «Аэрофлота» - авиакомпании «Оренэйр». Там людей просто уволили - окончательно и бесповоротно. А ведь кризис не вечен. Но эти пилоты уже не вернутся за штурвалы, когда начнется рост авиаперевозок.

Голос

Валерий Селитринников, и. о. председателя Общероссийского профсоюза авиационных работников

- Авиакомпания «Россия» много лет входила в пятерку лидеров. В 2014 году перевезла свыше 5 млн пассажиров - и вот, пожалуйста, такой финал. Решение совета директоров о выводе из эксплуатации самолетов Ан-148 и В-767 принималось в самом начале весенне-летней навигации, когда летнее расписание уже было сформировано. При этом не была проведена оценка финансовых рисков по досрочному расторжению договоров лизинга, включая расходы на поддержание летной годности до возврата воздушных судов лизингодателю. Высококвалифицированный персонал, уникальные специалисты, усилиями которых был успешно реализован государственный заказ освоения российско-украинского самолета Ан-148, стали лишним персоналом. Прогноз авиаперевозок сегодня не столь пессимистичен, чтобы выбрасывать на улицу сотни специалистов, для замены которых в будущем потребуются годы и миллионы на спецподготовку. Наш профсоюз  считает неприемлемым уничтожение потенциала компании. Делается это отнюдь не по объективным причинам, а по большей части из-за необоснованного решения передать объемы работы компании другим перевозчикам. Профсоюз протестует против такой стратегии и будет добиваться всеми законными средствами недопущения массового увольнения авиаработников.