Режиссер Карен Оганесян о своих фильмах со «спортивным уклоном»
Завтра в широкий прокат выходит фильм Карена Оганесяна «Марафон» — оптимистическая история про двух одиноких людей, которые решили покорить Америку. По словам самого режиссера, эта картина для него — попытка вернуть в российское кино гуманистические ценности. А впереди у Карена — съемки биографической ленты «Они играли за родину» о легендарном футболисте Льве Яшине. «Труд» поговорил с Оганесяном, режиссером и экс-продюсером крупнейшей кинокомпании «Централ Партнершип», о том, каким должно быть современное кино и чем ему интересны герои из советского прошлого.
— Что вас зацепило в проекте «Марафон»?
— История показалась очень оригинальной. Захотелось рассказать про двух абсолютно разных, при этом очень одиноких людей, которые встретились и решили поехать в Америку — выиграть миллион долларов. Но это лишь канва, на самом деле фильм — о вечных человеческих ценностях, о том, что пока у тебя есть цель — жизнь продолжается.
— Как вы выбирали актеров — Михаила Пореченкова и Екатерину Васильеву?
— Актеров я не выбираю: когда читаю сценарий, то сразу представляю себе человека, который лучше всех эту роль сыграет. Хотя «Марафон» я сначала хотел сделать с Константином Хабенским, но потом история немного поменялась, и мы решили снимать с Пореченковым. С Катей Васильевой все было проще, я сразу понял, что роль пожилой женщины, которая находит в себе силы поехать в Америку, пробежать марафон и жить дальше, написана будто специально для нее. Важно всегда чувствовать своих героев.
— Трудно ли было заполучить Екатерину Сергеевну на эту роль?
— Трудно было убедить ее, что проект настоящий, серьезный. Но нам удалось. Правда, ее роль была тяжелой с физической точки зрения: за время съемок она сбросила 10–12 килограммов. Она пока не видела фильм целиком, но я думаю, что все поняла еще во время работы над ним, и наша картина ее точно не разочарует.
— А марафон в Америке — реальный?
— Да, этот конкурс проводят каждый год: люди взбегают на крышу башни, первый получает денежный приз. Но есть и отличия от фильма: в реальном марафоне участвуют как пожилые люди, так и дети, подростки. И русским участвовать нельзя, только американцам.
— Насколько знаю, вы будете снимать картину «Они играли за родину» про футболиста Льва Яшина. На какой стадии находится этот проект?
— В разработке. Сначала буду снимать картину «Подарок» — семейный фильм с Мишей Галустяном. Мне сейчас интересно детское и семейное кино, которого нам очень не хватает. Хороших фильмов в таком жанре практически не выпускают. К картине «Они играли за родину» мы активно готовимся, но этот проект не быстрый, нужно еще очень многое сделать.
— Писали, в том числе в нашей газете, что вдова Льва Яшина Валентина Тимофеевна выступила против фильма.
— Это был выпад не конкретно против нашего проекта, а против самой идеи снимать фильм о ее супруге. Мне кажется, это неправильно.
— Она жаловалась, что подготовка к фильму началась, но к ней никто не обратился.
— Мы обязательно будем общаться и с Валентиной Тимофеевной, и с другими людьми, близким ко Льву Яшину. Но нужно сначала серьезно презентовать проект, доработать сценарий, собрать материал. И еще мы хотим снять документальный фильм, который мог бы стать фактической основой для художественного.
— Чем вам интересна фигура этого спортсмена?
— У него очень интересная судьба. Он единственный в мире вратарь, получивший «Золотой мяч» (ежегодный приз лучшему футболисту Европы. — «Труд»). Вообще людей, особенно спортсменов, проживших подобную жизнь, очень кинематографическую, немного. В ней есть драма, и такие герои актуальны до сих пор. Сценарист Илья Шиловский сделал ключевым моментом сценария эпизод, когда Яшин — уже успешный, признанный всеми футболист — едет на чемпионат в Чили и пропускает несколько голов. Один журналист обвинил его в поражении сборной, и от Яшина в тот момент отвернулась вся страна. Рядом с ним осталась только Валентина Тимофеевна. Мне кажется, важно вернуть нашему кино таких героев. Мы в детстве смотрели картины, в героях которых видели пример, мы хотели быть такими же смелыми, такими же правильными. И я вижу, что сейчас интерес зрителей возвращается к таким героям — посмотрите хотя бы на кассовые сборы «Легенды № 17».
— Вы думаете, что нынешняя молодежь, посмотрев подобные фильмы, будет брать пример с таких героев?
— Мы же не призываем молодых непременно становиться футболистами, или хоккеистами, или космонавтами. Здесь важно другое — побудить человека становиться лучше, чем он есть, совершать поступки. Фильм «Марафон» тоже об этом. Нужно ставить цели и добиваться их, только в этом и заключается жизнь. Этот посыл сейчас важен, особенно для молодых. На какие фильмы они сейчас ходят? На голливудские блокбастеры, которые практически не имеют отношения к жизни.
— Вам важно снимать кино, которое воспитывает гордость за собственную страну?
— Для меня важно, чтобы кино было человеческим, про людей. Неважно, в какой стране будут смотреть этот фильм, важно, чтобы зрители понимали, что речь идет о человеческих ценностях. Есть идеи вне времени — такие, как любовь, дружба, доверие. Мне кажется, фильмы о них будут востребованы и важны всегда. Я сам вырос на таком хорошем в советском смысле кино — добром и гуманистическом. Вся наша страна на нем выросла. Не зря эти фильмы до сих пор крутят по телеку, они собирают аудиторию, в которой есть и старшее поколение, и молодежь. А это самая лучшая оценка кинематографу. Сейчас подобных фильмов немного, и я хочу вернуть их на экраны.
— А кто сыграет самого Яшина?
— У нас есть предварительная договоренность с Максимом Матвеевым. Если по срокам все сойдется, то вряд ли что-то поменяется.
— Поговаривают: вот, Владимир Путин призвал снять фильм о Льве Яшине, и кинематографисты ринулись выполнять команду...
— Знаете, что самое обидное? Я принес сценарий Ильи Шиловского в компанию «Централ Партнершип» еще год-полтора назад, и мы уже тогда собирались делать этот фильм. Задолго до высказывания Владимира Владимировича, задолго до выхода «Легенды № 17». Но тогда возникли трудности, и проект пришлось отложить. Сейчас это выглядит так, будто мы решили быстро подмазаться под поручение президента. К счастью, это не так. Я рад и горд, что разглядел эту тему раньше.
— Но вы чувствуете, что теперь ответственность за проект возросла? Уж точно, что ее захочет посмотреть президент.
— Надеюсь, у нас все получится. Подробности не буду рассказывать, чтобы не сглазить.