Вопреки живучим представлениям, что в межсезонье затихает политическая жизнь, минувшая неделя оказалась на редкость "горячей". Причина - сенсационные разоблачения оборотней в милицейской среде, обнаружение сначала убийц депутата Госдумы С.Юшенкова, а затем и заказчиков преступления (так было объявлено официально). Люди с телевизионными камерами получили возможность не только сообщать о происшедшем, но и присутствовать при задержаниях. Эти события сразу же задали высокую планку передачам, посвященным политическим темам. Те из них, которые не соответствовали напряжению недели, выглядели откровенным анахронизмом.
Скажем, завершающий сезон выпуск "Основного инстинкта" (Первый канал) в другом случае, возможно, показался бы и увлекательным, и острым. Претенциозно названный "Право на выстрел", он обсуждал, стоит ли разрешить гражданам приобретать и носить огнестрельное оружие. Передача фактически стала иллюстрацией полемической статьи, появившейся в одной из столичных газет. Ее автор сидел среди главных гостей студии, грубо перебивал выступающих, нетерпимо относясь ко всем, кто сомневался в его идеях. Ведущая программы Светлана Сорокина, своих идей, видимо, не имеющая, не пресекала развязного коллеги. Впрочем, несмотря на его не в меру активные призывы, число сторонников разрешения продавать оружие после часовой дискуссии выросло не намного: с 22 процентов до 33.
"Свобода слова" (НТВ) Савика Шустера, также последняя в сезоне, оказалась много интереснее. В значительной мере с тем же самым составом участников, что и у Сорокиной, она обсуждала события последних дней в МВД. Тут, правда, было немало отклонений от темы. Тем не менее собравшиеся в студии сумели, что очень важно, поставить факты последних дней в более широкий контекст. Проанализировав некоторые явления в других областях общественной жизни, выразили надежду на ожидаемые миллионами людей давно назревшие перемены.
Конечно, главные споры о результатах проходящих в стране реформ и дальнейшем их направлении начнутся осенью, когда стартует избирательная кампания. Но и сейчас заметно стремление в некоторых передачах поставить ключевые вопросы нашего развития. Так, Михаил Маркелов в "Нашей версии. Под грифом "Секретно" (ТВЦ) начал серию расследований под названием "Российские реформы в лицах". В отличие от коллег, которые любят произносить торопливые вердикты, тележурналист кропотливо отбирает факты, приводит свидетельства и мнения видных политиков, экономистов, прослеживая шаг за шагом деяния своих "героев". Их он черпает из того списка в 48 персон, которые были названы депутатом В.Головлевым во время следствия по поводу "прихватизации" в Челябинской области в первые годы реформ. Слишком откровенный депутат стал жертвой киллера, а удачливые политики и бизнесмены продолжают благоденствовать, занимая высокие посты в государстве. 136 томов уголовного дела отправлены в связи с кончиной обвиняемого в архив, и вот теперь, кажется, некоторые участники давних событий возвращаются в эфир в качестве "лиц" передачи-расследования. Первый выпуск посвящен сразу нескольким крупным фигурам, хотя, казалось, каждая из них достойна самостоятельного внимания.
Коллега Маркелова Андрей Караулов предпочел именно такой путь. В минувшее воскресенье в "Моменте истины" он встретился один на один с А.Чубайсом. Прежде тот был главной мишенью многих его выпусков, а тут впервые предстал перед телекамерой собственной персоной. Журналист, как выяснилось с первых же минут, оказался совершенно не готов к диалогу. Ему, видимо, казалось, что все "подвиги" отца ваучерной приватизации известны каждому, потому и разговор будет легким.
Однако "главный энергетик" вновь показал себя превосходным полемистом. Он умело использовал владение конкретными цифрами и обстоятельствами и поймал своего собеседника на склонности к общим словам и декларативным призывам. В итоге, отчаявшись победить словом, Караулов обратился к... искусству оперы. Великий Пласидо Доминго пел в финале знаменитую арию Канио из оперы Р.Леонкавалло: "Смейся, паяц!" Неясным, впрочем, осталось, кто из двух собеседников вправе смеяться последним...
Еще одна тема, пусть не столь острая, но также связанная с нынешней трактовкой реформ, прошла по экранам недели. Я имею в виду предложение министра культуры М.Швыдкого разрешить приватизацию памятников старины. Ироничный Леонид Парфенов в "Намедни" обсуждал эту проблему с политиком, экс-министром финансов Б.Федоровым. Тот раскрыл перед зрителями нехитрую схему, по которой ушлые коммерсанты смогут вместо обременительного памятника получить за гроши драгоценный участок земли. А проницательный Алексей Пушков в "Постскриптуме" грустно пророчествовал насчет частного казино на Васильевском спуске под названием "Кремлевские звезды".
Неделя прошла так напряженно, что возникает вопрос: не поспешили ли наши телезвезды собирать чемоданы? Может, стоит сдать билеты и вернуться в эфир?