ВЫКУП ЗА МИЛОШЕВИЧА

Уже через несколько часов после того, как Слободан Милошевич оказался в гаагской тюрьме Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии, в Брюсселе началась конференция, посвященная предоставлению донорской помощи СРЮ, которая была организована Европейским союзом и Всемирным банком. В ее работе приняли участие представители свыше сорока государств.

У освещавших конференцию журналистов имелись все основания предположить, что принятое на ней решение предоставить в нынешнем году Югославии 1,28 миллиарда долларов явилось своего рода платой за выдачу Милошевича трибуналу в Гааге. И хотя представитель исполнительного органа ЕС - Комиссии Евросоюза Катрин Дэй, равно как и прибывший в бельгийскую столицу вице-премьер Югославии Миролюб Лабус, пытались убедить всех, что никакого торга не было, большинство представителей прессы все равно осталось при своем мнении. Да и как могло быть иначе, если США решили принять участие лишь за день до открытия конференции, когда вопрос о выдаче Милошевича был практически решен? При этом именно американская администрация оказывала наиболее сильное давление на Белград, не скрывая, что помощь будет предоставлена только в том случае, если Милошевич окажется в тюрьме в Гааге.
Итак, Югославия выполнила главное условие получения денег. Но возникает вопрос: не выдвинут ли в дальнейшем западные, прежде всего натовские страны, новые условия, например, связанные даже с территориальными уступками Югославии? Их представители уже заявляют, что помощь будет осуществляться только в случае проведения серьезных экономических реформ и глубоких демократических преобразований.
Сейчас НАТО пытается представить себя чуть ли не спасителями Югославии. Но не будем забывать, что, по оценкам самих западных экспертов, в результате натовских бомбардировок стране был нанесен ущерб в размере 30 миллиардов долларов. Так что обещанная помощь - лишь часть этой суммы и предназначена для того, чтобы Югославия смогла избежать экономического краха, перед которым оказалась после нападения НАТО.
Как отметил выступивший на конференции постоянный представитель Российской Федерации при Евросоюзе В.Н. Лихачев, российская сторона считает "в корне неправильной линию на использование финансово-экономических рычагов в качестве инструмента давления на демократическое руководство Югославии. Более того, выглядит по меньшей мере аморально, когда те самые страны, которые своими бомбардировками нанесли этому государству серьезный материальный ущерб, не только не думают компенсировать его, но и, оказывая небольшую экономическую помощь, обставляют ее массой политических условий".
Российский представитель напомнил, что в течение длительного времени наша страна была едва ли не единственным поставщиком энергоносителей и других базовых товаров в Югославию. При этом ввиду крайне тяжелого экономического положения СРЮ поставки осуществлялись в долг на сотни миллионов долларов, что фактически явилось масштабной российской гуманитарной помощью населению этой страны. Россия предоставила Югославии государственный кредит на сумму в 150 миллионов долларов, который затем был увеличен еще на 30 миллионов долларов в целях оплаты дополнительных поставок природного газа. Естественно, что эта финансовая помощь не оговаривалась никакими политическими условиями.