Вопрос «Труда»: Что в России сделано хорошего?

На ПМЭФ эксперты обсуждали, как лучше продвигать на экспорт российские товары. А есть ли у нас бренды, способные удивить покупателей и конкурентов?

Вчера, в первый день Петербургского экономического форума специалисты и эксперты обсуждали, как лучше, эффективнее продвигать на экспорт российские товары. Непростой вопрос. Отечественным товарам трудно найти свободные ниши на рынке, еще труднее — конкурировать с глобальными корпорациями. Да и есть ли у нас бренды, способные по-настоящему удивить покупателей и конкурентов? Об этом мы спросили наших экспертов.

Константин Бабкин, член совета директоров «Ростсельмаша»

— Мало кто знает, что сейчас 30 стран закупают российские комбайны. Среди них Китай и страны Восточной Европы, Германия и даже США, Канада. Да, пока не всякие российские товары дают повод для гордости. Но потенциально многие можно сделать вполне конкурентоспособными. Если, конечно, политика родного правительства будет направлена на поддержку отечественного производителя — через налоги, дешевые кредиты, стимулирование инноваций. А с этим, как вы знаете, масса проблем.

Евгений Ясин, экс-министр экономики РФ

— Из прошлых достижений горжусь советскими космическими ракетами. Здесь мы были первыми очень долго, до сих пор летаем, используя задел из той эпохи. Сегодня у нас есть хорошие шансы закрепиться на продовольственном рынке и даже расширить там свое влияние. Россия экспортирует около 40 млн тонн зерна, а в 1990-м СССР столько же импортировал — пример наглядный. Есть определенные достижения в текстильной промышленности. Вот, пожалуй, и все. Мало? Ну уж сколько есть.

Анатолий Вассерман, политический консультант

— Наша пресса обходит вниманием достижения отечественных производителей и специалистов, а зря. Они есть. У нас отличные программисты — скажем, российские антивирусы и лучше, и дешевле большинства зарубежных. Или вот для нашего нового пассажирского лайнера МС-21 разрабатывается уникальная технология производства больших углепастиковых панелей, которая может совершить переворот в самолетостроении. Таких технологий нет даже у ведущих в мире авиапроизводителей. Но что мы об этом знаем, читаем, видим в телевизоре? Ничего. В центре внимания — сплетни, светская дребедень. К сожалению, даже люди, причастные к созданию нового и качественного в своей области продукта, часто не знают об успехах коллег в других сферах.

Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии

— Наша производственная школа сильна не массовой, а уникальной продукцией. Такой, как боевая авиация, космические ракеты и атомная энергетика, «Яндекс» и 1С. В этом наш шанс, потому что сегодня есть мировой запрос именно на уникальную продукцию. Насчет налогов и условий кредитования нашим производителям не позавидуешь. Но те, кто выживает, очень даже конкурентоспособны.

Олег Буклемишев, директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ

— Сложно оценить отечественный бренд, если нет полноценного включения в мировые рынки. И здесь не стоит без конца ссылаться на текущий политический момент. Нужны серьезная либерализация торговой сферы, упрощение экспортных процедур. А пока защита собственного производителя приводит к избыточной монополизации, угнетает конкуренцию. В итоге мы сами потребляем продукцию спорного качества по завышенным ценам. Пример с экспортом пшеницы подтверждает плюсы частного сектора в сельском хозяйстве в сочетании с государственной поддержкой. Похожую модель давно пора распространить и на другие сферы экономики.