Компания совместно с норвежской Statoil начала бурение поисковой скважины в Охотском море
Совместное предприятие «Роснефти» и Statoil начало бурение поисковой скважины в Охотском море. Старт бурению дал председатель правления ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин в ходе поездки на буровую платформу Nanhai-9.
«Реализация шельфовых проектов в разведке и добыче — одна из важнейших стратегических задач компании, вклад в будущее всей нефтегазовой индустрии, — заявил Игорь Сечин. — «Роснефть» — единственная компания в стране, которая продолжает работу по новым проектам на шельфе, несмотря на крайне сложную внешнюю конъюнктуру, в соответствии со своими лицензионными обязательствами. Мы рады, что приступили к ключевому этапу в рамках долгосрочного сотрудничества с нашим партнером Statoil — бурению поисковых скважин в Охотском море».
Скважина «Ульбериканская-1» будет пробурена на одноименной структуре лицензионного участка Лисянский на год ранее принятых лицензионных обязательств. Расстояние от порта Магадан до скважины составляет около 420 км. Вторая скважина проекта «Роснефти» и Statoil запланирована к бурению в течение сезона 2016 года в периметре участка Магадан-1 в Охотском море, также с опережением лицензионных обязательств. Бурение двух скважин за один сезон, безусловно, повысит экономическую эффективность работ за счет оптимизации затрат на подготовку и осуществление бурения. Стоит отметить, что Лисянский лицензионный участок является одним из наиболее перспективных в портфеле «Роснефти» на шельфе Охотского моря: оценка ресурсов участка составляет 437 млн тонн извлекаемых ресурсов нефти и 413 млрд кубометров газа.
Полупогружная установка Nanhai-9 поставлена китайской компанией China Oilfield Services Limited (COSL), с которой в сентябре 2015 года совместное предприятие «Роснефти» и Statoil подписало договор на выполнение буровых работ. Установка была транспортирована через Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Японское и Охотское моря. До точки бурения установка преодолела путь свыше 4600 морских миль. Nanhai-9 была специально модифицирована для участия в проекте по бурению в Охотском море: в частности, проведена комплексная подготовка установки для возможности эксплуатации ее при отрицательных температурах, установлена вет-ровая защита по периметру буровой, проведен целый ряд работ для обеспечения экологически безопасных операций.
В 2012 году «Роснефть» и Statoil ASA подписали соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым предусмотрено совместное освоение участков российского шельфа, а также участие «Роснефти» в освоении участков норвежского шельфа. В рамках соглашения компаниями были созданы совместные предприятия, выполнен комплекс геологоразведочных работ, в том числе сейсморазведочные работы 2D и 3D, проведены инженерно-геологические изыскания. «Роснефти» удалось привлечь к проекту лучшие компетенции пионера шельфового бурения в северных морях — компании Statoil и крупнейшей нефтесервисной компании Китая — COSL, для которой этот проект станет первым в России. Таким образом, как и в случае с проектом «Таас-Юрях», «Роснефть» выступает в роли интегратора Европы и Азии, что особенно важно в сегодняшней международной ситуации. По мнению экспертов, реализация технически сложного проекта в Охотском море — яркий пример передовых форматов сотрудничества «Роснефти» с партнерами Европы и АТР, доказывающий, что данное сотрудничество не ограничивается контрактами на поставку энергоресурсов. Стоит отметить, что «Роснефти» принадлежит мажоритарная доля в совместном предприятии, при этом Statoil полностью оплачивает затраты на этапе геологоразведочных работ.
Бурение скважины «Ульбериканская-1» свидетельствует о том, что сотрудничество «Роснефти» с ведущими мейджорами на шельфе не сворачивается, несмотря на санкции и ценовую конъюнктуру. При этом скептики все чаще рассуждают о вынужденной заморозке шельфовых проектов в Арктике, пытаясь убедить власти, рынок и общество, что в эпоху низких нефтяных цен госкомпании откажутся от освоения шельфа и не смогут выполнять свои лицензионные обязательства. И в этом смысле характерно, что «Газпром» просит Минприроды отложить до 2025 года геологоразведку на шельфе Баренцева моря из-за экономической нецелесообразности. Это грозит срывом планов по добыче на шельфе 10% газа в стране к 2035 году. «К концу 2025 года на шельфе Баренцева моря «Газпром» должен выполнить 20 тысяч пог. км сейсморазведки 2D и 9 тысяч км2 — 3D, а также пробурить 12 поисково-разведочных скважин. Специалисты «Газпрома» считают, что освоить такие объемы не только практически невозможно, но и нецелесообразно. Задача компании — выстроить приоритеты и очередность реализации шельфовой программы, исходя из сроков ввода месторождений и экономической эффективности. Очевидно, что бурение на участках в Баренцевом море, исходя из существующей конъюнктуры, — достаточно дальняя перспектива», — говорится в корпоративном журнале газовой монополии.
В отличие от «Газпрома», «Роснефть» понимает, что замораживать проекты по освоению шельфа нецелесообразно. Компания ежегодно выполняет все обязательства по бурению на шельфе. В планах компании — сохранение темпов реализации масштабной программы ГРР. В 2016 году помимо бурения двух поисково-оценочных скважин на шельфе Охотского моря планируется выполнить более 26 тысяч пог. км сейсморазведочных работ 2D; более 2,0 тысячи км2 сейсморазведочных работ 3D; 67?тысяч км2 аэрогеофизических исследований и ряд других работ.
На текущий момент лицензионные обязательства «Роснефти» по геологическому изучению участков (всего 55 участков с суммарными ресурсами углеводородов около 43 млрд тонн нефтяного эквивалента) континентального шельфа выполнены в полном объеме со значительным опережением сроков и превышением обязательных объемов работ по ряду участков. К настоящему времени «Роснефть» выполнила беспрецедентный в истории изучения шельфа РФ объем комплексных геолого-геофизических исследований. Было выполнено более 84 тысяч пог. км сейсморазведочных работ 2D, что превысило требование лицензионных обязательств более чем в 2 раза. Также компания выполнила свыше 18 тысяч км2 сейсморазведочных работ методом 3D, что почти в 3 раза превышает лицензионные обязательства. Аэрогеофизических исследований было выполнено в объеме более 636?тысяч км2, что более чем в 3,5 раза выше лицензионных обязательств. В результате проведенных геологоразведочных работ изучена площадь более 1 млн км2 шельфа РФ.
В 2014 году в Карском море «Роснефть» успешно пробурила арктическую поисково-оценочную скважину «Университетская-1», открыла газонефтяное месторождение Победа, доказала перспективы нефтегазоносности севера Карской провинции, в Охотском море ведется эксплуатация северной оконечности месторождения Чайво.
Как следует из доклада, подготовленного в мае Национальным советом по нефти (National Petroleum Council) по заказу правительства США, сланцы — это ненадолго, и в первую очередь энергетическим компаниям нужно делать ставку на шельф. В докладе, над которым работала группа американских экспертов во главе с председателем совета директоров ExxonMobil Рексом Тиллерсоном, арктический шельф назван «основой обеспечения долгосрочной устойчивости мирового нефтеобеспечения», а ресурсы России на шельфе — «наиболее перспективными».
Стоит отметить, что недавние заявления Shell и Statoil о прекращении буровых работ в арктических широтах ввиду их нерентабельности эксперты трактуют в ином ключе. «Основной проблемой и ошибкой Shell и Statoil, — заявляет профессор Калифорнийского университета Джон Уайтли, — был выбор мес-торождения. Согласно данным Американского геологического общества, запасы нефти на российском шельфе значительно богаче, а расположение месторождений значительно удобнее, поэтому представляется крайне маловероятным, что Россия столкнется с теми же проблемами». Поэтому никого не должно удивлять, что после сделанных им заявлений о нерентабельности бурения в северных широтах Statoil тем не менее участвует в проекте бурения на шельфе Охотского моря.
В целом в районах, которыми Россия уже владеет и на которые претендует, находится более 250 млн баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте, что составляет 60,1% всех запасов Арк-тики. Прилегающий к территории РФ континентальный шельф может стать в XXI веке основным источником углеводородного сырья как для самой России, так и для мирового рынка. Из 6,2 млн км2 российского континентального шельфа интерес для поиска нефти и газа представляют 6 млн, то есть почти вся его площадь, из них 4 млн км2 — это наиболее перспективные участки. По оценкам специалистов, к 2050 году шельф будет обеспечивать от 20% до 30% всей российской нефтедобычи.
С точки зрения коммерческого интереса нефте- и газодобыча на континентальном шельфе в любом случае принесет значительную выгоду, если рассматривать не сиюминутную прибыль, а стратегическую. Правда, некоторые эксперты предлагают пережить период низких цен, свернуть временно дорогостоящую, нерентабельную деятельность и вернуться к ней лишь тогда, когда цены вновь поднимутся. Однако шельфовые проекты — проекты масштабные, а значит долгосрочные. «Период низких цен, даже по самым пессимистическим прогнозам, продлится недолго. И наибольшую выгоду получит тот, кто успеет занять максимальный сегмент рынка к тому моменту, как будет восстановлено «инвестиционное равновесие», — отмечают авторы доклада «Арктика в фокусе современной геополитики», подготовленного Институтом региональных проблем. — Даже в случае пессимистического сценария, чтобы иметь преимущество в период высоких цен, осваивать Арктику нужно уже сейчас. Если же верить оптимистам, работу на шельфе следует не сворачивать, а резко ускорять. Только тогда мы успеем к началу новой эпохи дорогой нефти и сможем эффективно воспользоваться преимуществами, которые она нам предоставляет».
Итак, несмотря на цикличное снижение стоимости углеводородов на мировых рынках, потребности мировой экономики вынуждают ключевые энергетические компании искать новые источники энергии, так как истощение традиционных месторождений — реальная тенденция последних десятилетий. В этом контексте запасы шельфовых месторождений — ключ к решению проблемы обеспечения энергетической безопасности России и мира.
Шельфовые проекты, безусловно, являются проектами полного цикла: затраты на логистику и инфраструктуру в данном случае значительно выше, чем затраты на бурение. Чтобы вести добычу углеводородов на шельфе, нужно построить более 500 судов обеспечения, не говоря уже о платформах, береговой инфраструктуре, опорных пунктах.
Однако следует признать, что эффект от разработки шельфа не сводится только к получению прямой прибыли. Есть и другие положительные моменты. В первую очередь, конечно, речь идет о развитии инноваций. Спрос на инновации, как известно, возникает там, где без них хозяйственная деятельность затруднена или вообще невозможна. Тяжелые условия, в которых ведется добыча на шельфе, сверхсложные задачи, стоящие перед специалистами, — все это делает шельфовые проекты драйвером научно-технической революции. Освоение шельфа по масштабам и сложности задач часто сравнивают с освоением космоса. Кроме того, инновации, созданные как для космоса, так и для шельфа, служат и будут служить всему человечеству в других областях. Наиболее точная аналогия здесь — программа «Аполлон». Затраты на нее были колоссальными, но Соединенные Штаты и сейчас живут на тех технологических заделах, которые были достигнуты во время ее реализации. Главное отличие в том, что «Аполлон» прямой прибыли не принес вообще, а освоение шельфа рано или поздно окупится с лихвой.
Развитие нефтедобычи на шельфе способствует созданию высокотехнологичных рабочих мест, росту доходов населения и, что не менее важно, формирует условия для развития других отраслей экономики. Судя по всему, в 20-е и 30-е годы нынешнего века Россия будет ассоциироваться в мире с освоением шельфа, как в свое время СССР ассоциировался с покорением космоса и реализацией масштабных инфраструктурных проектов в Западной и Восточной Сибири.